Установку «завидовать плохо» мы выносим из песочницы, после первой детской битвы за совочек, принявшей масштаб схватки разъяренных медведей. Нас учат не завидовать чужим игрушкам, поездкам и образу жизни и довольствоваться тем, что есть. Но что, если зависть — именно тот ориентир, который позволяет выйти за рамки привычного и приевшегося и начать искать что-то новое? Разбираемся вместе, как зависть может стать надежным помощником.

Откуда берется зависть?

У разных авторов зависть описывается по-разному. Спиноза описывал зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье», а психоаналитик Мелани Кляйн считает зависть противоположностью благодарности. Одни описывают это чувство как реакцию агрессии, которая оказалась не на своем месте, другие — как поведенческий паттерн, заложенный в обществе потребления. Но если рассматривать зависть с точки зрения психологии, то выяснится, что с этим чувством все не так просто.

«В базовых эмоциях, описанных Кэрролом Изардом — эмоциях, к которым найдены нейробиологические пути в мозгу, — зависть не упоминается. В связи с этим появилась идея, что это своего рода культурный концепт, или комплексное чувство. Когда мы говорим о зависти, мы говорим о том, что это собственная неудовлетворенная потребность и сравнение себя с кем-то, у кого эта потребность удовлетворена, — что уже является когнитивным процессом», — комментирует Алена Ванченко, психотерапевт, нейропсихолог, лектор платформы «Синхронизация».

Таким образом, зависть складывается из многих синхронизированных факторов: собственных желаний и ожиданий, окружающих нас возможностей и ожиданий, которые возлагает на нас социум.

Как относятся к зависти в разных культурах?

Во многих культурах зависть имеет негативный шлейф. Первое убийство человека, описанное в Ветхом Завете, было совершено Каином из зависти к брату Авелю, похожий сюжет присутствует и в Коране, когда Кабиль убивает своего брата Хабиля.

В христианстве зависть причисляется к 7 главным смертным грехам и противопоставляется основным добродетелям, таким как смирение, благожелательность и сострадание.

В то же время стоит отметить, что зависть еще и самый «молодой» член этой команды губителей человеческой души: в адскую семерку она попала только в конце VI века по решению папы римского Григория I, который назвал ее «порчей души». Хотя упоминается она еще в 10 заповедях пророка Моисея в формулировке «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Если рассматривать религиозный контекст как систему упорядочивания жизни общества, можно предположить, что грехом зависть сделали, чтобы предотвратить события, которые могут привести к расколу сообщества. Среди этих событий — воровство, убийство и предательство, которые могут быть мотивированы тем, что называется «черной завистью». Таким образом накладывается запрет на мотив к преступлению, и человек с глубоким религиозным мировоззрением, возможно, откажется от своих помыслов.

Однако постепенный переход общества к светскому, появление новых возможностей социальной мобильности и развитие культуры изменили расстановку сил.

В обществе

По мнению клинического психолога Григория Митюсина, зависть как эмоция так же естественна, как зевота. Независимо от того, «черная» она или «белая», она может позволить человеку заново исследовать свои цели и потребности. В рамках концепции антихрупкости Нассима Талеба зависть может стать стимулом к тому, чтобы человек задал себе несколько вопросов («Что я сейчас испытываю? Почему мне это важно? Чего именно я хочу?») и таким образом не стал заложником собственных желаний. Или, наоборот, поставил себе новую высокую цель и двигался к ней.

В рекламе

Развитие рынка товаров и услуг дало людям отличную возможность не довольствоваться малым.
«Человек — существо социальное. Невозможно жить в обществе и не сравнивать свое существование с жизнью других. А стало быть, никуда не деться и от уколов зависти. Чему только люди не завидуют! Дальним поездкам и престижным знакомствам. Загородным домам и новеньким тачкам. Удачному замужеству и западному образованию. Хорошему настроению и звонкам подружек. Наполненности души и социальной реализованности…
А еще есть весьма тонкий и, как мне кажется, очень мучительный вид зависти — к удаче, которую запросто мог бы схватить за хвост и ты сам…»
 — пишет в своей книге «Зависть и другие вечные двигатели рекламы» Алексей Иванов, российский рекламист, создатель креативного агентства «МастерУм».

В искусстве

В кино зависть играет свою классическую, в большей степени негативную роль. Она часто становится двигателем сюжета, периодически исполняя функцию Зова из концепции «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла. Это чувство показывается гиперболизированно, и часто его можно увидеть в «мрачных жанрах», таких как темное фэнтези (в образе злой королевы из всех экранизаций «Белоснежки»), триллер («Американский психопат»). Зависть также может стать высмеиваемой чертой протагониста комедии («Ральф 2»), ненадолго превращающей его в злодея. Однако то, что герои действуют из зависти, не осуждается так сильно, как их непосредственные действия.

Как заставить зависть работать на вас?

Чтобы начать договариваться со своей завистью, нужно определить, какие неудовлетворенные потребности кормят ее и являются ли они важными на самом деле.

«Поскольку зависть есть культурный концепт, очень часто нам кажется, что мы хотим чего-то, что мы должны хотеть, но как такового желания на самом деле нет. Например, человек хочет классную карьеру, потому что он считает, что ему нужно много денег, которые он сможет потратить на крутой отдых, но на самом деле у него есть основная неудовлетворенная потребность в качественном отдыхе. Зачастую человек не проводит глубинного анализа и останавливается на первой ступени в этой цепочке. Так, идя по карьерной лестнице, он напрочь забывает свою потребность, не восполняя ее вообще», — комментирует Алена Ванченко.

После определения настоящих потребностей, если они действительно важны и вы жить не можете без их удовлетворения, зависть может стать вашим компасом и помощником при составлении дорожной карты.

Пользуясь седьмым смертным грехом как счетчиком Гейгера, вы можете найти примеры, которые вызывают у вас зависть. Это может быть определенный стиль в одежде, карьерный статус, регулярный отпуск в тропиках или головокружительный роман, достойный экранизации.

Точно сформулируйте свое желание и проанализируйте все за и против. Как исполнение этого желания повлияет на вашу жизнь? Какую цену вам придется заплатить? Готовы ли вы на это? Поддержат ли вас ваши близкие?

Составьте дорожную карту, впишите в нее все этапы, которые вам нужно будет пройти на пути к желанию. Хотите сменить имидж — готовьтесь не только к визитам в парикмахерскую и магазин, но и к изучению стиля. Хотите кинематографичный роман — возможно, вам придется сперва пообщаться с психологом, если гендерные тренинги по раскрытию женственности/мужественности не настигнут вас раньше. Для каждого этапа пропишите ожидаемый результат.

Поставьте дедлайны. Как пишут психологи и коучи Алан и Барбара Пиз в своей книге «Ответ. Проверенная методика достижения недостижимого»: «Когда вы устанавливаете дедлайн для своей мечты, она становится целью».

Если вам тяжело даются дорожные карты и постановка целей — воспользуйтесь нашими курсами.