В мире набирает обороты тренд на импакт-инвестиции. Все большую ценность обретают смыслы: не только заработать, но и через инвестиции привнести полезные изменения в мир. Тренды распространяются быстро, и российские инвесторы при оценке проекта все чаще обращают внимание на социальные преобразования, которые несет в себе бизнес. Это значит, что рассчитывающим на рост и развитие предпринимателям стоит думать не только об экономических показателях, но и о миссии собственного бизнеса, а также научиться измерять его социальное воздействие. О том, как это сделать, рассказывает Андрей Андрусов, инвестиционный директор Центра Содействия Инновациям в Обществе «СОЛь», член совета директоров технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр.

Андрей Андрусов

Инвестиционный директор Центра Содействия Инновациям в Обществе «СОЛь», член совета директоров технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр.

Какому бизнесу это нужно

Крупнейшие мировые корпорации уже заявили, что помимо максимизации прибыли они ставят целью рост общественного блага. Следом Международная Финансовая Корпорация (IFC) подтвердила: инвестиции в проекты с выраженными социальными или экологическими эффектами в ретроспективе последних 50 лет оказались на 15% прибыльнее, чем инвестиции в американский индекс S&P 500. Бизнесы, ставящие только прибыль во главу угла начинают систематически проигрывать тем, у кого общественная польза заложена в ДНК. Когда компания ставит импакт в приоритет, тогда у ее топ-менеджмента меняется подход к ведению бизнеса — от стратегического целеполагания до организации бизнес-процессов.

И это касается не только транснациональных корпораций. В действительности любой, даже самый маленький и прагматичный бизнес, оказывает воздействие. Как минимум, обеспечивая деньгами сотрудников (зарплата), собственников (дивиденды) и государство (налоги).

Воздействие может быть прямым: бизнес делает лучше жизнь для его клиентов, поставщиков, инвесторов или команды.
Или бизнес может влиять косвенно: через своих франчайзи, через конкурентов или через регулятора.

Предположим, предприниматель запустил развивающий центр для детей. А после масштабировал проект на всю страну, развив франчайзинговую сеть. Если сеть оказывает услуги на высоком уровне, то это приводит к тому, что конкуренты вынуждены тоже повышать свои стандарты. Затем подключается регулятор, который уже корректирует нормативные акты, прописывая новые стандарты оказания услуг. С точки зрения клиентов, партнеров, государства — эффект положительный. Но на часть игроков рынка детского образования проект оказал негативное влияние: они не смогли конкурировать и закрылись, предприниматели потеряли источник дохода, персонал лишился работы.

Поэтому к оценке социального воздействия необходимо подходить с точки зрения итогового баланса, положительного и отрицательного. Положительный баланс дает энергию. Социально положительному бизнесу проще найти клиентов, поставщиков, инвесторов. Снижается стоимость привлечения клиентов, понижаются требования инвесторов, сокращаются затраты на привлечение персонала. Энергия воздействия на длинных дистанциях мощнее энергии денег.

Импакт можно и нужно планировать. На самом первом этапе предпринимателю важно задумываться — а что я делаю хорошего и сколько хорошего я хочу сделать? Как именно я хочу поменять жизнь людей?

Ответы на эти вопросы позволят сформировать ключевые принципы работы компании. Это важно любой компании, независимо от сферы деятельности и размера.

Что для этого нужно делать?

Основная задача для российских предпринимателей сегодня — научиться формулировать, измерять и масштабировать социальные эффекты. Для этого компания должна сформулировать свою миссию, то есть свою роль в изменении мира к лучшему. От миссии разворачивается логика социального воздействия, которую можно разложить на несколько уровней.

На базовом уровне будут ресурсы, которые компания затратила на свою социально-значимую деятельность (потратили столько-то человеко-дней и столько-то миллионов рублей). Далее — перечень и объем этой деятельности (провели столько-то мероприятий) и охват целевых групп, на которые оказывается воздействие (в мероприятиях участвовало столько-то человек).

Далее — надо понять, сколько каких изменений произошло в головах, в поведении и в жизни целевых групп, ведь деятельность должна приводить к тому, что у людей формируются новые представления о себе и о мире, появляются новые привычки и в итоге — новые стандарты жизни. А это, в свою очередь, влияет на общество в целом. Это самое ценное, и именно в этом случае говорят о социальном воздействии (импакте).

Как это работает на практике?

Давайте посмотрим, как это можно делать, на примере Like Центра, технологической образовательной компании для предпринимателей. Миссия компании — помогать предпринимателям создавать миллионы бизнесов, действующих на принципах устойчивости, открытости и экологичности.

В прошлом году в состав владельцев Like Центра вошел российский импакт-инвестор Сергей Солонин и мы, Центр СОЛь, с этого момента помогаем команде Like Центра внедрять практику управления социальным воздействием. В результате в 2020 году в компании появилась система измерения социальных эффектов и нефинансовая отчетность. Данные собираются из нескольких источников, но в первую очередь — через опросы выпускников программ Like Центра. Опрос проводится через 6–12 месяцев после выпуска, поскольку эффект от обучения проявляется постепенно. Исследование затрагивает множество аспектов: сколько сотрудников наняли, как изменился уровень дохода, насколько они ощущают себя счастливыми и т. д. Это позволяет измерить, какие изменения на самом деле произошли у целевой группы и сопоставить их с плановыми изменениями, которые определяются миссией компании.

Измерители и источники данных для оценки с...

Измерители и источники данных для оценки социального воздействия Like Центра

Или другой пример: Убиратор — платформа, которая помогает небольшим компаниям, например, магазинам, отдавать вторсырье на переработку и зарабатывать на этом. Так, деятельность компании напрямую влияет на уменьшение количества мусора на свалках, что является благоприятным для экологии. Но воздействие компании не этим ограничивается. Во-первых, Убиратор еще и меняет отношение людей к отходам: мусора нет, есть полезные ресурсы, на которых можно заработать. А во-вторых, задает новый стандарт работы на рынке вторсырья, делая нормой использование ИТ технологий и прозрачность расчетов по всей цепочке. И если измерение объема спасенного вторсырья измеряется легко, то изменение остальных показателей социального воздействия требуют хорошо продуманной системы сбора и анализа данных. Именно этим мы в настоящее время с Убиратором и занимаемся.

Идеальный проект для импакт-инвестиций — это как раз такой, в котором финансовый и социальный результаты идут рука об руку

Убиратор — пример такого проекта: чем больше компания заработала денег, тем больше мусора ушло в переработку, и наоборот.

Еще одним примером можно назвать проект Motorica, который занимается производством новых бионических протезов для детей. Протезы выполняются в виде конечностей супергероев. Благодаря таким протезам у детей меняется жизнь: вместо ограничений и инвалидности они получают суперспособности, меняется отношение других детей к ним и их отношение к самим себе. Чем больше протезов продаст Motorica, тем больше детских жизней она улучшит.

Но, повторюсь, каждый проект оказывает социальное воздействие, и я верю, что внимание к нему скоро станет нормальной практикой для любой компании. Это больше, чем тренд, поскольку изменения подхода необходимы для устойчивого развития планеты. Чем больше бизнесов будут формулировать и измерять импакт, тем быстрее эти изменения будут происходить.