Представления о лидерстве менялись с течением времени. Поначалу ученые были уверены, что возможность быть лидером обеспечивает набор конкретных характеристик, однако их попытки выделить подходящие черты личности привели к выделению более 100 качеств, которыми никак не мог обладать один человек. После этого стало понятно, что лидер может быть ситуативным: в зависимости от контекста требуются разные стили и методы управления. Рассказываем о том, какие типы лидерства бывают и какие из них самые эффективные.

Как изучали лидерство

Поведение лидеров изучали еще в глубокой древности: люди, в особенности философы, смотрели на то, как управляют великие вожди, цари и ораторы, и пытались определить, что конкретно позволяет им вести за собой людей. В основе их размышлений лежал сугубо политический интерес, и так продолжалось вплоть до XIX века, пока не начала активно развиваться психология. Тогда к исследованию лидерства философами присоединились и другие ученые, которые стали рассматривать саму личность лидера как совокупность качеств.

Огромный вклад в изучение лидерства внесла немецкая школа Курта Левина, предложившего по сей день известные 3 типа лидеров: демократический, авторитарный и либеральный (попустительский). Если кратко, демократический лидер предполагает совместное решение задач методом большинства, авторитарный лидер отличается директивностью и единовластием в принятии решений, а либеральный лидер концентрируется на делегировании и практически не участвует в жизни команды.

Однако идея Курта Левина, пусть и соотносится с реальностью, все равно не охватывает все аспекты лидерства. Большую известность получил американский социальный психолог и психиатр Фред Фидлер, который продвинулся дальше в изучении данного феномена и предположил, что всех лидеров можно поделить по 2 критериям:

  • ориентированность на решение задач;

  • ориентированность на выстраивание взаимоотношений.

Свою концепцию ученый назвал вероятностной теорией лидерства, а под влиянием ситуационной теории (в разных ситуациях необходимы разные лидеры) американских исследователей Пола Херси и Кена Бланшара предположил, что эффективность лидера можно измерить не только его ориентированностью, но еще и контекстом, в котором эта ориентированность проявляется. Условно говоря, тот, кто заботится об атмосфере в коллективе, не будет полезен в вопросах достижения общих целей компании, и наоборот.

Так как стало понятно, что в каждой новой ситуации от лидера требуются уникальные качества и навыки, ученые пришли к выводу, что один и тот же человек не может быть эффективен во всех контекстах сразу, поэтому стали важны не столько характеристики одного человека, сколько командное участие в принятии решений. Данный феномен называется групповым лидерством, в изучение которого огромный вклад внес Мередит Белбин, английский консультант в сфере управления. Он выделил 2 типа лидеров: инструментальный — лучше всех решает задачи, — и эмоциональный — лучше всех выстраивает отношения.

Другой ученый, Роберт Бейлз, добавил, что еще может быть лидер-организатор, который не так успешен в достижении целей или в вопросах эмоциональной атмосферы, но он умеет выстраивать правила, по которым будет проходить совместная работа.

Как результат, в социальной психологии появилось еще 3 стиля лидерства:

  • Лидер-модератор. Устанавливает алгоритмы взаимодействия, правила и нормы совместной работы.

  • Лидер-фасилитатор. Помогает команде оставаться в рамках общей цели, организовывает процесс так, чтобы он работал на результат.

  • Лидер-медиатор. Ориентирован на решение конфликтных ситуаций и поддержание благоприятного эмоционального фона в коллективе.

Из всего этого становится понятно, что команде нужно несколько лидеров, однако все они не могут быть руководителями. Так или иначе, руководитель остается по-прежнему одним, однако и рядовые сотрудники могут проявлять лидерство, а те, кто занимает более высокие должностные позиции, должны это поддерживать. Но как?

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Какой нужен лидер, чтобы развивать команду

Стоит более подробно рассмотреть ситуационную теорию лидерства, которую уже упоминали ранее. Согласно этой концепции, существует 4 стиля управления:

  • Директивный стиль. Руководитель ставит задачи и контролирует исполнение.

  • Наставнический стиль. Руководитель по-прежнему ставит задачи сверху вниз, но часто объясняет команде цель принимаемых решений.

  • Поддерживающий стиль. Руководитель поддерживает инициативу сотрудников принимать решения самостоятельно.

  • Делегирующий стиль. Руководитель на каждую задачу назначает ответственных и позволяет им принимать решения.

Консалтинговая компания Hay Group взяла за основу ситуационную теорию лидерства и предложила 6 стилей лидерства:

  • Директивный. Цель: добиться выполнения требований и обеспечить достижение цели.

  • Наставнический. Руководитель поддерживает развитие команды, мотивирует сотрудников развивать слабые стороны и учитывает возможности каждого.

  • Товарищеский. В коллективе царит дружеская атмосфера, в основе которой — крепкие и доверительные отношения.

  • Эталонный. «Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай его сам» — правило, которым руководствуются эталонные лидеры. Они стремятся подавать личный пример.

  • Визионерский. Руководители мыслят долгосрочными целями и перспективами, всегда работая исключительно на них.

  • Демократический. Решения в команде принимаются совместно, учитывается мнение каждого сотрудника.

Так как перед нами стоит задача развить лидерство в каждом сотруднике, лучше всего обратить внимание на наставнический и демократический стили управления.

Лидер-наставник, пусть и остается достаточно директивным руководителем, дает каждому сотруднику достаточный простор для принятия самостоятельных решений и самореализации. Хорошим наставником был Майк Марккула, который вложил все, что знал, в еще неизвестного на тот момент Стива Джобса. «Майк взял меня под свое крыло. Его ценности соответствовали моим. Он подчеркивал: вы не должны создавать компанию с целью разбогатеть, важно сделать то, во что вы верите», — написано в биографии Стива Джобса.

Лидер-демократ подключает к работе каждого сотрудника, так как считает важным, чтобы вся команда участвовала в принятии даже самых мелких решений. Руководитель делит ответственность между всеми участниками, назначает ответственных и позволяет всем сотрудникам открыто делиться мнениями и идеями, что создает благоприятную почву для развития лидерского потенциала. Таким был Эрик Шмидт, технический консультант Alphabet, который во многом помог Ларри Пейджу и Сергею Брину добиться успеха. Шмидт придерживался следующего правила: «Все лучшее в вашей жизни приходит от людей, с которыми вы общаетесь. Я имею в виду тех, с кем вы любите работать, с кем вы можете страстно обсуждать что-то всю ночь напролет. Если вам удается встретить таких людей, немедленно создавайте с ними команду, — это хорошо сработало в моем случае».

Таким образом, лидером может стать абсолютно каждый человек, самое главное — определить его сильные стороны и перспективы развития. Так как бизнес на протяжении своего существования всегда сталкивается с разными задачами, важно иметь в запасе сотрудников, которые обладают соответствующими навыками и компетенциями для их решения.

Однако если у вас не развита культура лидерства, пересмотрите стиль руководства в вашей компании. Откажитесь от директивности и авторитарности в пользу группового управления, и тогда сотрудники, даже самые молчаливые, будут проявлять себя.