Вам кажется, что реклама повсюду? Вы даже не представляете насколько. Теперь рекламодатели не просто покупают интеграции у ваших любимых блогеров или запускают таргет по сайтам, на которых вы недавно были. Они интересуются всем, что интересует вас, — да, как та самая влюбленная школьница. Рассказываем, почему экономика внимания становится все более популярной и как не стать ее жертвой.

Что такое экономика внимания?

Экономика внимания — это концепция, основным ресурсом которой является человеческое внимание.

Именно внимание и те предметы, на которых оно сконцентрировано, определяют предложение производителей. Это могут быть не только продукты или актуальные услуги, выходящие на рынок и задающие темпы производства. Внимание аудитории определяется куда более широким спектром факторов: мировыми культурными и политическими событиями, громкими премьерами, мероприятиями, выступлениями публичных личностей и даже тем, что говорят или пишут в соцсетях друзья целевой аудитории бренда.

Научиться анализировать Большие Данные и начать управлять «Матрицей» вам поможет наш курс «Big Data».

Основная задача бренда в рамках этой концепции — следить за фокусом внимания своей аудитории и предлагать продукты, которые соответствуют актуальной ситуации. Например, так бренды работают с фирменным мерчем: если вы сходили на новый фильм или хотя бы посмотрели трейлер, в вашей ленте появятся все коллаборации брендов с продюсерами, которые доступны к покупке, заказу онлайн или будут соответствовать вашему уровню дохода.

Впервые экономику внимания упомянул в 1997 году американский физик и экономист Майкл Голдхабер, выступавший на конференции по цифровой экономике. Тогда он говорил в большей степени о том, что доходы знаменитостей и брендов растут соразмерно вниманию, которое они получают. За более чем 20 лет цифровизация позволила экономике внимания пустить куда более глубокие корни. Что на нее повлияло?

Структура интернета и доступность информации

Каждый пользователь может свободно получать и создавать информацию. Соцсети, сайты, форумы, онлайн-СМИ — все они стали площадкой для получения новой информации, обмена данными или опровержения их.

Автоматизация поисковых систем и новостных лент

Алгоритмы, которые выдают в первую очередь сайты, которые вы смотрели, выводят вверх новости интересных вам пользователей и формируют рекомендации на основе прошлых запросов. Это в том числе фактор экономики внимания: эти алгоритмы ограничивают весь океан информации до интересных пользователю тем; таким образом, производитель должен поймать нужную волну.

Возможность пользователей влиять на свою информационную среду

В том числе пользователи могут скрывать новости неинтересных аккаунтов, покупать подписки без рекламы, устанавливать блокирующие рекламу расширения на своих устройствах. Все это делает человеческое внимание еще более дефицитным ресурсом для производителей товаров и услуг.

Чтобы попасть в поле зрения целевой аудитории, компании используют несколько стратегий: они сами генерируют контент и создают инфоповоды, которые привлекают внимание. Либо же они реагируют на актуальные интересы аудитории (так, например, некоторые бренды выпускают эксклюзивные коллаборации с популярными исполнителями). Чтобы пробиться через ограничения социальных сетей, бренды запускают таргетированную рекламу или делают размещения у блогеров.

Как защитить себя от экономики внимания?

Вы в ней живете, и полностью изолироваться от присутствия брендов в инфополе будет проблематично. Но есть несколько способов сделать жизнь в концепции экономики внимания немного легче.

Устраивайте себе digital detox

Это поможет восстановить внимание к контенту в социальных сетях. Подобно рассказываем, как устраивать себе digital detox, в статье.

Критически оценивайте информацию и рекламу

Это не божественное провидение подсовывает вам рекламу футболок с принцессами по акции, это ИИ посмотрел, какие мультики вы смотрели недавно и на какие сайты заходили. Стечение обстоятельств, конечно, вызывает желание сделать импульсивную покупку здесь и сейчас, но лучше лишний раз задать вопрос «А нужно ли оно мне?».

Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.