Казалось бы, чем больше креативных специалистов, тем лучше. Но это заблуждение. Концентрация творческих личностей в одном месте может разрушить команду. Возникают конфликты, решения принимаются хаотично, а менее звездные сотрудники начинают чувствовать себя угнетенными и боятся выразить собственную позицию. Сделали перевод статьи BBC, в которой авторы рассказывают, почему творческие люди могут навредить бизнесу и как это предотвратить.

Падающие звезды

В американском сериале «Безумцы» творческий индивидуалист Дон Дрейпер часто удивляет всех своими идеями. Его пытаются завлечь и другие компании. Однако по мере развития сюжета становится ясно, что Дрейпер иногда становится обузой для своих коллег. Их раздражает беспорядочность, выкрики, стремление быть впереди всех. Дрейпер доминирует на собраниях и не дает другим проявить себя.

Когда психологи начали исследовать динамику коллективного творчества, они подтвердили, что творческие гении могут быть как благом, так и проклятием. К таким сотрудникам нужен особый подход в управлении.

В недавнем исследовании были проанализированы составы баскетбольных и футбольных команд. Авторы стремились выяснить, как добавление игроков с высокими рейтингами улучшает показатели команды. Например, анализируя чемпионат мира по футболу, они отмечали, сколько игроков каждой страны приехали из самых престижных клубов, таких как «Манчестер Юнайтед» или «Барселона». К своему удивлению, они обнаружили, что преимуществ практически нет. Из-за самолюбия звездных игроков команды с наибольшим количеством звезд не могли эффективно сотрудничать.

Исследователь Нин Ли из Университета Айовы задумался о том, как особенно творческие люди могут влиять на динамику команды. Сотрудничая с коллегами из Китая, Ли опросил 23 компании из различных отраслей. Руководителей просили оценить творческий потенциал отдельных сотрудников, а некоторые специалисты должны были описать свои отношения с коллегами.

Выяснилось, что команды, состоящие преимущественно из творческих личностей, столкнулись с рядом проблем. Хотя блестящие идеи, безусловно, способствовали результативности, это дорого обходилось другим коллегам, которые, как правило, находили меньше возможностей для обучения и развития талантов. Одна из причин заключалась в том, что многие просто боялись высказываться, так как идеи звездного коллеги могли оказаться лучше. Также такая тенденция объясняется стремлением переложить ответственность на других: ведь кто-то креативный придумает.

Ли также просмотрел данные еще 113 отделов продаж, так как они использовали другой творческий подход, отличающийся от подхода отделов исследований и разработок. Чтобы определить творческих звезд в этой среде, руководителей попросили описать до 20% своих сотрудников, которые чаще других предлагают креативные решения. Ли снова заметил, что звезды ограничивают рост и эффективность людей вокруг них.

Эффект зависит от положения звезды в команде: если ее идеи занимают центральное место во всех обсуждениях, то эффективность других сотрудников снижается

Творческие личности могут стать настоящей проблемой для стартапов. Амрита Лахири из Университета штата Вашингтон, США, проанализировала данные новых предприятий, производящих хирургические устройства. Эта конкурентоспособная отрасль требует постоянных инноваций. Она оценила изобретателей по количеству поданных ими патентов, и лучшие 5% были признаны звездами.

Стартапы часто получали выгоду от найма таких специалистов при условии, что основатель компании сам не был изобретателем ранее. Лахири обнаружила, что часто в командах без формальной иерархии столкновение звезд (одна из которых — руководитель) приводило к конфликту. Их возможно избежать, если основатель с самого начала объяснит, как будут приниматься важные решения и за кем последнее слово.

Психологическая безопасность

Действительно, с творческими членами команды может быть непросто. Однако исследователи предложили несколько способов, которые позволят командам максимально использовать творческие способности.

Менеджерам следует обеспечить психологическую безопасность, чтобы каждый мог свободно выражать идеи и мнения. «Таким образом, другие члены команды не будут запуганы звездой», — говорит Ли. Также эксперт дает следующий совет: «Если у вас действительно есть сотрудник, который полон идей, попросите его выступить последним». Лахири утверждает, что нужно предотвращать конфликты. Она рекомендует установить четкие правила по поводу того, кто и как принимает решения.

Эти результаты могут изменить отношение к набору персонала. Несмотря на то что важно учитывать послужной список кандидата, не менее важно подумать о том, как он будет вести себя в коллективе. Групповая динамика будет так же важна, как и индивидуальные результаты сотрудников.