Кроме всем известных Белки и Стрелки, в космос было запущено множество животных, которые впоследствии способствовали развитию космонавтики и медицины. Так, ученые следили за воздействием радиации, изменениями в мышечной массе, дыхании в условиях гравитации. Рассказываем о 10 необычных экспериментах с животными в космосе.

Плодовые мушки

Думаете, первыми животными в космосе были собаки? Это не так. В 1947 году обычные плодовые мушки отправились на баллистической ракете «Фау-2» и поднялись в воздух на 109 км — расстояние, на котором начинается космос. При спуске на Землю капсула с мухами была спущена с парашютом в Нью-Мексико. Открыв капсулу, ученые обнаружили мух живыми, без каких-либо доказательств воздействия радиации.

Обезьяны

32 обезьяны побывали в космосе, в том числе макака-резус, краснохвостая обезьяна, циномолгус, белохвостая обезьяна и шимпанзе. Самой первой была макака-резус по имени Альберт II. В 1949 году он пролетел 134 км, но, к сожалению, погиб при ударе, когда вошел в атмосферу Земли, из-за отказа парашюта. Годом ранее ему предшествовал Альберт I, который задохнулся в своей тесной капсуле еще до того, как она оторвалась от земли.

Мыши

Самая первая мышь отправилась в космос в 1950 году, достигнув высоты 137 км. Однако, в отличие от дрозофил, мышь погибла, когда ракета распалась.

Позднее проводилось немало экспериментов с использованием мышей. Так, в 2019 году группу из 40 мышей посадили на ракету SpaceX, чтобы присоединиться к экипажу Международной космической станции. Среди них были мутантные мыши с вдвое большей мышечной массой, чем у средней мыши. Они путешествовали в космосе в течение 33 дней в рамках эксперимента. Исследовали следили, как меняется мышечная и костная масса в условиях невесомости.

Результаты этого исследования, опубликованные в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показывают, что «могучие мыши» сохраняли свою мышечную и костную массу на протяжении всего времени пребывания в космосе. Результаты дали новые возможности для улучшения лечения миллионов людей, живущих с изнурительными заболеваниями (такими, как рак, болезнь хрупкости костей и мышечная дистрофия). Данные также помогут уменьшить потерю мышц и костей у астронавтов в космосе, которые, согласно исследованию НАСА, могут потерять до 20% своей мышечной массы менее чем за две недели.

Собаки

Несколько собак отправились в космос во времена Советского Союза. Самой известной была Лайка. Это был бродячий щенок, которого сочли подходящим для полета. Ученые также полагали, что бездомный лучше справится с неблагоприятными условиями. Хотя до нее в космос были запущены и другие собаки, Лайка известна как первое животное, выведенное на орбиту вокруг Земли в 1957 году. Однако ей не суждено было вернуться.

Черепахи

В 1968 году между США и Советским Союзом шла гонка за высадку человека на Луну. Русские запустили космический корабль «Зонд-5» с капсулой с образцами почвы и семян, несколькими червями и двумя степными черепахами.

Черепахи совершили оборот вокруг Луны и через шесть дней вернулись на Землю. Хотя предполагалось, что «Зонд-5» приземлится в Казахстане, капсула отклонилась от курса и в конечном итоге была извлечена из Индийского океана. К счастью, черепахи остались живы, хотя их мышечная масса стала меньше на 10%.

Лягушки

Эти амфибии помогли человечеству совершить научный прорыв. Однако самый значительный полет лягушки произошел в 1970 году, когда НАСА запустило космический корабль Orbiting Frog Otolith, содержащий двух лягушек-быков. Слово «отолит» относится к механизму баланса внутреннего уха лягушек, и эксперимент был разработан для изучения влияния космических путешествий на укачивание.

Электроды были имплантированы в грудную клетку лягушек и вестибулярную систему внутри уха для записи данных о последствиях длительной невесомости. Исследование показало, что через шесть дней лягушки акклиматизировались и их вестибулярный аппарат вернулся в норму.

Пауки

В 1973 году двух садовых пауков по имени Анита и Арабелла использовали в эксперименте, чтобы проверить, могут ли они по-прежнему плести паутину в космосе. Причем эксперимент был идеей ученицы средней школы Массачусетса Джудит Майлз. Оба паука умудрялись плести паутину, хотя она была немного тоньше, чем на Земле. Исследование позволило ученым подробно изучить влияние микрогравитации на двигательную реакцию животных.

Рыбы

В 2012 году японское космическое агентство JAXA решило отправить рыб на Международную космическую станцию. К их аквариуму была подключена автоматическая система кормления, система циркуляции воды и светодиодные фонари для обозначения дня и ночи. Для полета были выбраны японские оризии с прозрачной кожей, благодаря чему исследователям было легче увидеть, что происходит внутри животного. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы проследить реакции на радиационное воздействие, разрушение костей и истощение мышц. Через несколько дней ученые заметили уменьшение костной массы, а также отметили необычные траектории движений рыб.

Тихоходки

В 2007 году тихоходки (микроскопические беспозвоночные) были первыми животными, которые выжили в открытом космосе. Эти животные также известны как водяные медведи, способные справиться практически с любыми суровыми условиями на Земле: недостатком кислорода, радиацией, ледяным холодом, обезвоживанием. Тихоходки в течение 10 дней находились на орбите Земли вне ракеты. Когда они были повторно гидратированы по возвращении на Землю, ученые обнаружили, что 68% из них пережили сильный холод и космическую радиацию.

Нематоды

В 2003 году космический шаттл «Колумбия» распался, когда снова вошел в атмосферу Земли. Погибли семеро космонавтов. При исследовании обломков была обнаружена живая группа нематод — вредных паразитов, которые пережили сильную жару. Теперь нематоды (также называемые круглыми червями) часто используются для изучения воздействия космических путешествий на организмы.

Иллюстрация: 3dalia / Depositphotos.com