Пандемия привнесла много изменений, и одним из самых ощутимых стала удаленная работа. Для компаний этот формат работы оказался полем для эксперимента — выяснилось, что, работая дистанционно, сотрудники оказываются более эффективны. Однако многим не нравится такой изолированный формат: во-первых, потому, что создается впечатление, что никто из коллег вообще не работает. Разбираемся, откуда берется это чувство и что делать командам.

Корни зла

Во многом наше восприятие «работы» складывается из стереотипов. Вспомните шутки о фрилансерах, когда этот формат работы только начал появляться. Тогда считалось, что настоящая работа — это та, что с 08:00 до 18:00, с дресс-кодом, страховкой, пенсионными отчислениями и номинацией «сотрудник месяца». Достойной альтернативой, которая только приходила на ум, было предпринимательство, которое видимо и заметно со стороны обывателя: шоурум или собственный офис. То есть что-то не связанное с сидением дома.

Пандемия оторвала людей от привычного образа мышления и представления о том, что считается работой. Сотрудники лишились привычных атрибутов рабочего дня и оказались в той самой «несерьезной» атмосфере, которая сперва оказалась некомфортной.

Одиночество и невидимость

Когда люди работают в офисе, коллеги, кроме консультаций по рабочим вопросам, также создают сдерживающий фактор. Мысль «А что люди подумают?» не дает лишний раз отойти поесть или полистать вкладки онлайн-магазина в рабочее время.

Оказавшись же на удаленке, многие коллеги лишились этого фактора контроля, то есть ответственность за использование рабочего времени полностью перешла на них. По мнению Эда Зитрона, CEO рекламной компании EZ PR, удаленный формат снял с менеджеров среднего звена большую часть ответственности за контроль над тем, что делают сотрудники в рабочее время, и в то же время заставил их заниматься своими задачами.

Новая система ценностей

Из предыдущего пункта вытекает, что оценивать количество отработанных часов на удаленке не так эффективно, как это было бы в офисе, хотя в обоих случаях работодатели сталкиваются с отлыниванием. Поэтому компаниям пришлось организовывать занятость сотрудников исходя из количества задач, а не из фиксированного количества человеко-часов. И тут выяснилось, что нагрузка у всех сотрудников разная, распределяется она неравномерно, а некоторые задачи и вовсе могут выполняться за несколько часов вместо целой рабочей недели. А в некоторых случаях возможно и обратное. И появился вопрос, над которым некоторые компании — по словам Джека Келли, создателя рекрутинговой платформы WeCruitr — не привыкли задумываться. За что они платят своим сотрудникам? За потраченные часы работы или за решенные задачи? На первый план по своей ценности стали выходить задачи, и опять же их количество или скорость решения не совпадали с восприятием того, что компании считали «оптимальным объемом работы».

Сломанный телефон

Еще одна проблема, которая возникла моментально после перехода компаний на удаленный формат, — это проблема с коммуникацией. Особенно это сказалось на сотрудниках, которые предпочитали лично подходить и задавать вопросы по задачам, а не пользоваться мессенджерами. Кто-то плохо освоил приложения для планирования задач, кто-то не записал или неправильно понял главную мысль во время рабочего созвона. Результат один: недопонимание и переделывание.

Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.

Но даже если более-менее рационально объяснить себе, почему некоторым сотрудникам некомфортно работать на удаленке, это не избавит от ощущения, что никто вокруг не работает вообще.

Что делать, если вам кажется, что команда не работает?

  1. Организуйте встречи
    Например, несколько коротких планерок в течение недели, на которых будут поставлены и проговорены рабочие задачи, а коллеги увидят друг друга хотя бы через объективы веб-камер. Возможно, некоторые встречи будут требовать офлайн-формата.

  2. Организуйте коммуникацию по рабочим задачам
    Например, назначьте часы, во время которых все сотрудники должны быть на связи и во время которых они могут обращаться с вопросами по задачам в том числе и к вам.

  3. Сделайте доступной информацию по рабочим задачам
    Если в офисе у вас был коллега, который выполнял функцию хранителя тайн и рабочих задач, то в удаленном формате этого лучше не делать, по крайней мере пока коммуникация не налажена как следует. Лучше используйте планировщики, например Trello и другие, чтобы подробно расписывать задачи, отмечать дедлайны и закреплять их за сотрудниками.

  4. Мониторьте задачи, а не часы
    Если вам кажется, что сотрудник в течение дня не выходил на связь, проверьте статус его рабочих задач. Если они все выполнены, повода для беспокойства нет.

Работа на удаленке может превратиться в сломанный телефон, курс «Конфлиты на удаленке» помогает преодолевать кризисы и недопонимания.