Большинству гуманитарных исследователей для того, чтобы поддерживать материальное благосостояние в университетах и лабораториях, приходится заниматься преподавательской деятельностью, получать степени и накапливать стаж. В России очень слабо представлен способ заработка, который для большинства западных ученых является неотъемлемой частью повседневности, — это грантовые программы. О том, в каких формах и объемах существуют научные гранты, рассказывают редактор научного журнала «The Garage Journal» Юрий Юркин и автор журнала Артур-Александр Печериченко.

Юрий Юркин

Редактор научного журнала «The Garage Journal»

Артур-Александр Печериченко

Автор журнала The Garage Journal

Почему гранты продвигают науку?

Гранты — это безвозмездное финансирование любой исследовательской или художественной деятельности.

Проследить историю научных грантов сложно. По сути, грантами можно считать любой факт финансирования науки извне — будь то государством, попечителями или учредителями университетов, частными донорами и другими. История науки пестрит именами ученых, названиями их открытий и теорий, но редко рассказывает о тех, кто на все это дал денег. К сожалению, главным донором в рамках института современной российской науки является государство (если точнее, бюджеты университетов): из-за этого отсутствует культура составления и подачи заявок вовне.

Более того, законодательство об иностранных агентах лишает многих российских ученых возможности получать средства на исследования от зарубежных фондов и государств.

Как подаваться на гранты

На данный момент основной грантодатель в России — государство, а главная сфера грантов — естественные науки. Как правило, гранты в естественнонаучной сфере предполагают жесткую систему отчетности и конкретный план закупок оборудования и проведения экспериментов. По этой причине у многих гранты ассоциируются с чем-то малодоступным: большинство статей, рассказывающих о грантах, делают акцент на крупных суммах и больших сроках программ. Так, в 2019 году РНФ (Российский Научный Фонд), главный грантодатель страны, поддержал 4,7 тысячи проектов на общую сумму в 21,7 миллиарда рублей — что дает среднюю сумму в 4,6 миллиона рублей на грант. Государственные гранты, как правило, выдаются командам исследователей или целым естественнонаучным лабораториям: только 17,6% грантов приходится на индивидуальные проекты и 10,9% — на гуманитарные и социальные науки.

Однако чтобы получить грантовое финансирование, необязательно быть аффилированным с университетом или академией наук или заниматься разработкой в области биологических технологий. Наличие такой аффилиации, конечно, необходимо для получения крупного государственного гранта (которые, как правило, выдают команде исследователей из конкретной институции) — но совсем не обязательно для грантов частных.

Именно к частным грантам относится большинство грантовых программ в сфере искусства — как для художников, так и для исследователей. В то время как государственные гранты в этой области, как правило, направлены на создание музейной среды и поддержку художественных институций, частные гранты фокусируются именно на отдельных исследователях и художниках.

Суммы и сроки частных грантов значительно меньше, чем для государственных. Их основной целью является не предоставление команде ученых доступа к определенному оборудованию, а создание благоприятных условий для конкретного исследователя. Нередко можно услышать критику такого подхода: предполагается, что если грант не помогает приобрести дорогостоящее оборудование или провести крупный эксперимент, исследователи просто его «проедают». Однако не стоит распространять логику естественнонаучных грантов на исследования в сфере искусства. Гранты на них намного больше напоминают вознаграждение или премию, благодаря которой исследователь получает возможность временно не беспокоиться о заработке — что дает ему возможность лучше сконцентрироваться на исследовании, а значит, написать более качественный текст. Такие гранты тоже предполагают отчетность в виде публикации, однако их формат значительно более мягок.

О грантах Музея «Гараж»

На базе Музея современного искусства «Гараж» существует несколько программ поддержки — для художников, для исследователей и для будущих студентов Garage Academy. Так, в декабре запускается третий раунд исследовательских грантов научного журнала музея «Гараж» The Garage Journal: исследования в области искусства, музеев и культуры на академические статьи и эссе о современном искусстве и культуре.

  • Для кого это сделано?
    Приоритетными для The Garage Journal являются начинающие независимые исследователи из разных городов России, имеющие ограниченные возможности доступа к научным центрам, базам данных и ресурсам с публикациями.

  • Как податься на программу поддержки?
    Заявка включает в себя уже готовую рукопись статьи или эссе, резюме автора и краткое мотивационное письмо на грант. Тематических ограничений для заявок нет.

  • Как выглядит отбор?
    Жюри состоит из редакторов журнала и 2 приглашенных экспертов, которые коллективно сперва обсуждают каждую из заявок, а затем отправляют авторам рецензию. Выигрывают максимум 2 заявки.

  • Я точно не выиграю, зачем мне подаваться?
    Каждый из подавших заявку получает опыт работы с рецензентами и редакторами текстов и полноценную рецензию на свою рукопись. Команда журнала напрямую связывает авторов с людьми из академического сообщества со схожими исследовательскими интересами.

  • Что предполагает финансирование статей и эссе?
    Победитель гранта получает финансирование в размере 50 тысяч рублей. Программа не предполагает отчетности по тратам: это скорее вознаграждение за проделанную работу и возможность улучшить условия работы над последующими исследованиями. Единственное условие — подача статьи на публикацию в The Garage Journal или любой другой журнал о современном искусстве. Более подробную информацию можно найти здесь.