С 9 по 11 ноября в Москве прошла офлайн-конференция Tech Week, посвященная инновационным технологиям. На ней выступили более 300 спикеров, а участников ждали полезные знакомства и советы игроков бизнеса. Мы пообщались с продюсером конференции Олегом Петряшевым, генеральным директором компании «Технократ», чтобы узнать, что за магия нетворкинга происходит на мероприятии и как организаторы запускают эффективный обмен знаниями.

Олег Петряшев

Генеральный директор компании «Технократ»

— Почему вы нашли себя в области технологий и цифровой трансформации?

— Я всегда был увлечен технологиями, тем, как развивается человеческая мысль, какие формы она приобретает и какие открывает возможности. Думаю, что это увлечение с самого детства, я много времени проводил за компьютером, а первый язык программирования освоил в 12 лет. Потом, уже в вузе, учился на факультете программирования и математики, дальше это увлечение естественным образом вылилось в профессиональный интерес к технологиям, хотя программистом или разработчиком никогда не был.

Начиная с 18 лет я работал в различных технологических компаниях, отвечая за маркетинг или создание продукта: вначале в компании, занимавшейся поиском и анализом данных, потом был проект в финтех-области.

В общем, эта тема всегда была мне очень близка. Но идея, что можно делать контент и образовательные проекты в области технологий, появилась только в 2017 году, когда я понял, что можно совместить образование и технологии.

И во многом по духу эта сфера мне наиболее близка. Считаю, что одни из самых открытых, интересных умов работают именно в digital-сфере и сфере инноваций. Наверное, именно это мотивировало меня заниматься образовательными проектами.

— Когда мы говорим о цифровой трансформации для компаний, в том числе образовательных, это только диджитализация, только переход в цифровой формат — или это еще что-то?

— Это стандартный вопрос, больше относящийся к терминологии. Есть автоматизация, есть информатизация, есть цифровая трансформация. Понятно, что 90% компаний, если мы с вами посмотрим на их деятельность по внедрению инноваций, занимаются автоматизацией и цифровизацией. А цифровой трансформацией реально из них занимаются 1–5%. Естественно, цифровая трансформация — это не только автоматизация, как правило, это смена парадигмы, бизнес-модели, способа организации труда. В этом смысле переход команды на дистанционную работу в намного большей степени цифровая трансформация, нежели внедрение новой системы.

— Как появилась идея конференции Tech Week? Какая миссия у этого проекта?

— Первые конференции я с командой организовывал более 10 лет назад. А в цифровой тематике, все началось с мероприятий в сфере блокчейн-технологий. Это как раз было в тот самый горячий 2017 год, когда на каждом углу говорили о том, как биткоин с 800 долларов поднялся до 20 000 долларов. Я заметил два сходящихся тренда: с одной стороны, назревал значительный спрос на контент в этой области, людям хотелось разобраться, что это за новое технологическое явление. Этот тренд, конечно, во многом имел форму ажиотажа, подстегиваемого СМИ. С другой стороны, отсутствовали какие-то доверенные эксперты или центры компетенций, где можно было бы получить хорошие, фундаментальные знания. Поэтому первое технологическое мероприятие, которое мы проводили, было по блокчейну и называлось Blockchain Week.

И мы первыми предложили качественные мероприятия сначала по этой технологии, потом по финтеху, big data, VR и так далее.

Но в определенный момент стало понятно, что сама сфера образовательных мероприятий требует новых форматов. И мы начали искать различные решения и возможности, которые позволили бы организовать мероприятие так, чтобы оно соответствовало изменению потребительских предпочтений. Мы заметили, что мероприятия движутся в сторону фестивального формата, когда много всего происходит в одном месте. Это подтвердилось и в наших внутренних исследованиях, которые мы проводим среди клиентов, так и на базе опыта всех основных мировых конференций по технологиям.

Ну и вторая идеология заключалась в том, что хотелось предоставить посетителям офлайн-маркетплейс полезного контента, когда человек приходит и сам выбирает то, что ему интересно. И, таким образом, первое мероприятие, которое мы проводили, включало около шести или семи параллельных сцен. Там было много разных активностей: и презентации стартапов, и классические лекции, и воркшопы, и выставочные зоны.

И так мы обнаружили интересную вещь: главное, для чего люди приходят на мероприятия, и самое полезное, что они могут там получить, — это новая идея, инсайт, куда двигаться дальше. Получение инсайта и формализованных знаний — это совершенно разные процессы. Как правило, усвоение формализованных знаний происходит за счет продолжительного однонаправленного изучения темы, погружения в нее, повторений. Инсайт же во многом формируется за счет того, что человек получает разные типы знаний разными способами по чуть-чуть, из различных сфер или смежных областей. После чего неожиданно для себя мозг находит новую взаимосвязь между разными объектами. Даже на физиологическом уровне это выглядит примерно так же. Это есть момент осознания, появления новой идеи.

С учетом этой концепции мы как раз и формируем наши мероприятия. Например, как может происходить посещение человеком мероприятия: в рамках Tech Week 16 параллельных сцен, посвященных теме цифровых технологий. Слушатель может пойти на лекцию по big data, оценить конкурентов, вслушаться в кейс об инвестировании в команду. Затем он может посетить лекцию об удаленном офисе на потоке про HR-технологии. Потом — подсмотреть интересную идею на презентации стартапов. Там же познакомиться с тем, как мыслят крупные инвесторы, как они оценивают бизнес-идеи. Пообщаться тет-а-тет с ментором, обсудить свою бизнес-задачу. Далее найти себе подрядчика на выставке. А в непринужденной обстановке пообщаться с коллегами на афтепати. И в течение всего дня он получает множество информации в различных формах: через диалог, в виде лекции или презентации, в виде персональной коммуникации, через приложение и так далее, чтобы она сложилась в его собственную картину мира, как пазл.

Мы предоставляем для этого абсолютно разные возможности и просим участников использовать их по максимуму. Обилие форматов, контента в одном месте предназначено не для того, чтобы человек не скучал, а чтобы он построил свой персональный маршрут, который лично ему интересен.

— А как вы выбираете спикеров для конференции?

— У нас для этого существует самостоятельная служба внутри компании. Она включает в себя людей, которые занимаются поиском спикеров, проверкой качеством докладов, репутации спикера, актуальности тем и так далее.

В основе — программный комитет, который формирует верхнеуровневую повестку тематических потоков. Делаем это, опираясь на мнения по актуальным трендам из: экспертного сообщества наших спикеров, международных мероприятий, веб-аналитики. Мы собираем общий каркас программы и лонг-лист тем, которые мы хотели бы видеть на предстоящем мероприятии. Это делается заблаговременно, примерно за 6–9 месяцев до мероприятия.

Мы начинаем коммуникацию где-то с 5000 потенциальных спикеров, чтобы в итоге 300 участвовали в мероприятии. Вся система оценки спикера построена на скоринговом принципе — мы стараемся оцифровать все критерии доклада и выступающего, в том числе субъективные, чтобы на выходе получилось одно числовое значение. Глобально мы оцениваем две большие характеристики: первая — это медийность и репутация спикера. А вторая — это качество и актуальность контента. И желательно, чтобы оба критерия были на высоте. Но не всегда это совпадает. Бывает известный спикер со слабым контентом. А бывает совершенно неизвестный спикер с очень качественным.

Чтобы сформировать итоговый числовой рейтинг спикера, мы используем около десятка показателей. Упоминаемость в СМИ, оценка модератора секции, рекомендации проверенных экспертов, наша внутренняя оценка по итогам выступления на предыдущих мероприятиях, актуальность доклада, наличие скрытой или прямой рекламы продукта, своевременно полученная презентация и так далее.

Также наше преимущество в том, что у нас есть своя база проверенных экспертов, мы приглашаем спикеров, с которыми сотрудничали ранее, а у нас в год проходит где-то около 800–900 докладчиков в год. Сейчас у нас база из нескольких тысяч экспертов, это существенный объем данных и насмотренности. После того как спикер впервые выступает на одном из наших мероприятий, мы получаем намного более объективный набор данных для оценки и формируем итоговый внутренний рейтинг. Например, мы смотрим на интерес к докладчику и теме по количеству пришедших в зал, количество покинувших зал во время лекции, количество вопросов после доклада и т. д. На внутренний рейтинг могут влиять и организационные моменты. Если спикер очень хорош, но присылает все в последний момент, его рейтинг снижается, потому что накладывает организационные риски.

— Кто стал хедлайнером Tech Week в ноябре?

— У нас более 330 спикеров на конференции, тяжело выделить кого-то отдельно. Думаю, можно отметить, что у нас была интересная секция с Елизаветой Осетинской из The Bell с Максимом Спиридоновым, продавшим компанию «Нетология», Владимиром Мариновичем — это бывший СЕО Gett. Также выступили Андрей Кришнев — генеральный директор Nike Russia, Андрей Протопопов — СЕО группы Qiwi, Вячеслав Бочаров — сооснователь «Самоката», и Михаил Кучмент — сооснователь Hoff, Тимур Артемьев — сооснователь Евросети, Алена Кривенко — сооснователь «ВкусВилл», Дмитрий Спиридонов — основатель CloudPayments. Далее этот список можно перечислять довольно долго.

— Как вы работаете с контентом, чтобы заинтересовать аудиторию участием в офлайн-мероприятии вместо посещения онлайн-курса?

— Мы проводим достаточно много исследований клиентов. То, что называется, CusDev, — customer development. И пытаемся понять, зачем они вообще приходят на мероприятия. И по результатам исследований новые знания стоят третьим или четвертым приоритетом на уровне с возможностью провести с удовольствием свое рабочее время. Мотивация номер один — к этой категории мы относим 44% посетителей — это получить вдохновение, зарядиться новыми идеями, это как раз получение инсайта. И я думаю, что эта цель лучше всего достигается на конференциях вроде нашей. В нашу эпоху, когда контента становится очень много, ценность самих знаний снижается и на первый план выходит то, как этот контент воспринимается или доставляется.

Особенность офлайн-конференций в том, что это коллективный способ получения информации. Приведу пример, когда человек, находясь у себя дома, в онлайне читает что-то, например статью, — это индивидуальный способ познания. Рядом с ним только экран монитора, с которым он один на один. Тут и порог отвлечения очень низкий — буквально кошка мимо прошла, погладил ее — и все, концентрация пропала. И вовлечение низкое, потом что находишься один на один с объектом изучения. К тому же ни нетворкинг, ни живое общение, что является p2p-обучением, нельзя заменить онлайн-форматом, хотя на те же темы можно посмотреть и статьи, и видео с конференции TED.

А коллективный способ восприятия информации — это когда все находятся в одной среде, смеются над одними шутками спикера, обсуждают одни и те же вопросы. И это формирует совершенно новый способ восприятия знаний. Это проще, и вовлеченность человека выше: раз уж он нашел время, чтобы специально приехать, куда-то прийти, то он уже должен априори что-то делать на мероприятии, чем-то интересоваться.

— Как вы вовлекаете участников в нетворкинг? Или он происходит сам собой?

— Тут все не так просто: некоторую роль играет северный менталитет, заключающийся в том, что зачастую знакомиться многим тяжеловато. Если сравнить с международными конференциями, то там просто помещаешь людей в один зал, и они начинают друг с другом коммуницировать. У нас же люди вначале более закрытые, это значит, что надо провоцировать их на первую коммуникацию. Мы это делаем разными способами.

У нас есть достаточно прогрессивное приложение, в котором есть профили участников, спикеров, экспонентов. С ними можно переписываться, обмениваться контактами, присоединяться к группам по интересам. Направляем пуши, напоминалки с предложением пообщаться с тем или иным человеком.

Также есть специально направленные на коммуникацию форматы мероприятия. Менторские гостиные, в которых можно один на один пообщаться со спикером конференции. Демосцены и зоны стартапов, где подразумевается дискуссия и обсуждение проектов. И есть отдельная зона, speed networking — как speed dating, когда за столом садятся и меняются люди, за пять минут знакомятся, что-то обсуждают. И еще «random кофе» — это Telegram-бот, который мэтчит людей по интересам и предлагает: «Привет! Не хотите ли выпить кофейку и пообщаться друг с другом?»

— Какие топ-тренды в технологиях для бизнеса на следующий год вы можете назвать?

— Вообще все, что связано с green-технологиями. То, что называется ESG. Эта тема сейчас актуальна, и регуляторная повестка в Евросоюзе и в Штатах это очень стимулирует. Это уже не вопрос выбора для крупных компаний, заниматься этим направлением или нет. Далее и более мелкие компании, в том числе стартапы к этой индустрии подтянутся.

Вторая история — я предполагаю, что может случиться ренессанс децентрализованных финансов. Из-за мировой инфляции появилось множество розничных инвесторов, и широкие массы в целом задумались об инвестициях. Благодаря им потекли активы в финтех и стали развиваться проекты с большим количеством пользователей, что является критическим для распространения технологии. Да и технологически более зрелым стал рынок, появилось много инфраструктурных проектов в сфере DeFi.

Третья история — это, наверное, все, что связано с био- и медтехнологиями, но это то, что потребует больше времени на созревание. Это все активно стимулировала пандемия, поэтому в широком смысле биотехнологии и (в более узком) фармтехнологии сейчас будут активно финансироваться.

Четвертое — это все, что связано с инфраструктурой для метавселенных. От быстрых сетей для NFT до софта для VR-разработки. GameFi, на мой взгляд, тоже относится к этому сегменту.

Пятое — все, что связано с кибербезопасностью и дистанционной работой. Думаю, что пандемия сформировала основу для того, чтобы по-другому взглянуть на бытовую логистику в широком в смысле. И все, что будет поддерживать этот тренд, также будет актуальным.

— В интервью вы говорили, что ключевым барьером для цифровой трансформации может быть отсутствие достаточного числа компетентных кадров. Как с этим барьером работать? Нужно учить своих сотрудников или нанимать новых?

— Придется учиться. Это абсолютная иллюзия, что где-то на рынке есть уже обученные талантливые люди, просто они, допустим, к нам не доходят. Вопрос получения способных сотрудников остро стоит. Корпорации начинают каннибализировать, выедать кадровый рынок. Если мы про разработчиков в IT-сфере говорим, то стартапу тяжело конкурировать со Сбербанком, который предлагает шестизначные зарплаты. И в среднем, если говорить про бизнес, ему очень тяжело конкурировать за компетентные кадры, просто не хватит денег.

А второе — в принципе готовых и полностью подходящих кадров практически нет. Их очень мало. Когда мы говорим про какие-то задачи цифровой трансформации, там, помимо разработчиков, очень много специалистов, которые тоже будут в этом разбираться на своем уровне. Поэтому нет никаких шансов набрать в достаточном количестве людей с рынка так, чтобы они были обучены, готовы и понимали цели и задачи конкретно вашей компании.

Абсолютно точно единственный вариант — это обучать людей. И, скорее всего, обращать внимание в первую очередь на soft skills людей, которые привлекаются на работу, чтобы они были обучаемыми и вовлеченными. И, ориентируясь на сотрудников, компании нужно выстраивать свою собственную систему образования. Мне кажется, теперь бизнес не может смотреть на организацию своей работы в отрыве от вопроса обучения своих сотрудников. Это просто такая же базовая необходимая вещь, которая должна стать частью не то чтобы приоритетов, а чем-то само собой разумеющимся для компании.

— Всем ли компаниям нужно внедрять инновации?

— Вопрос слишком общий, чтобы дать на него универсальный ответ. Наверное, есть какие-то специфические сферы бизнеса, где инновации, наоборот, только мешают. Есть такой фильм — «Мечты Дзиро о суши». И там дедушка 70 лет крутит два вида роллов в переходе. У него три мишленовские звезды. И для этого ему не нужны никакие инновации, у него и так все в порядке.

Я вообще против такой неомании, которая подразумевает внедрение каждой новинки, как только она появляется. Организация работы компании — это про задачу с ограниченными ресурсами. Все очень сильно зависит от конкретной компании, ее продукта, рынка, амбиций и целей. Но если взять среднюю температуру по больнице и компания работает на открытом конкурентном рынке, то, конечно, нужно думать о внедрении новых технологий, но не всегда это именно цифровые решения. Конечно, технологические изменения — это возможность развития вооруженности компании, ее конкурентоспособности. Возможность сделать лучше продукт для клиентов, или сократить издержки, или повысить прозрачность процессов. Но это лишь возможность, принесет ли это реальную пользу, нужно смотреть по факту. И, увлекаясь новыми технологиями, нужно каждый раз задавать вопрос, для чего нужна эта инновация и какой эффект она будет иметь для компании и клиентов.