Обучение сотрудников — это стратегически важный, но ресурсоемкий процесс. В 2020 году американский бизнес в среднем инвестировал 1111 долларов на одного сотрудника (в 2019-м — на 175 долларов больше), а российские компании — около 50 000 рублей. С одной стороны, недорого, но, умножив на количество сотрудников даже в микробизнесе, получаем существенный бюджет. Но всегда ли эти деньги расходуются эффективно и действительно становятся инвестициями в развитие бизнеса? Надежда Макова, Founder EdTech-платформы для корпоративного обучения K-AMPUS и CEO медиа «Теории и практики», рассказывает, как технологии помогают оптимизировать бюджет компании и эффективно обучать команды.

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики» и EdTech сервиса K-AMPUS

Корпоративное обучение не обучает

Несмотря на то что бизнес все чаще задумывается об инвестициях в обучение сотрудников, 67% специалистов называют обучение в своей компании неэффективным или низкоэффективным. Получается, бизнес буквально сжигает деньги и время сотрудников, то есть опять же деньги.

Кажется, что проблема только в качестве программ, но на самом деле причина — в подходе. Часто внутренние специалисты по обучению фокусируются на организации традиционных многодневных тренингов или видеокурсов, то есть на форматах и на инструментах, а не на целях и системности. Упущено главное: сотрудникам не важно, как долго длится обучение и в каком формате, для них главное — понять, зачем оно происходит и как они смогут применить новые знания.

Поэтому мы транслируем смену парадигмы и внедрение в ваши компании принципов самообучающейся организации. Первый шаг — создание инфраструктуры. Это не значит, что вы должны внедрить платформу и забыть про смыслы, но качественная ИТ-система позволит вам существенно сэкономить ресурсы, увеличив качество корпоративного обучения.

Экономия ресурсов — актуальный для многих компаний вопрос. Если в 2020 году в России только 38% компаний сократили бюджет на обучение сотрудников, то в этом году так планируют поступить уже 56% организаций. А электронное обучение — это возможность сэкономить деньги компании без потери в качестве. Например, IBM уже сэкономила так 200 миллионов долларов.

Корпоративное обучение — магнит для талантливых сотрудников

В современных реалиях бизнесу почти невозможно привлекать и удерживать талантливых сотрудников, не инвестируя в корпоративное обучение. По данным отчета Gallup, 59% специалистов сказали, что возможности учиться и расти чрезвычайно важны для них при приеме на работу. Высокий отток и рекрутинг — дорогое для бизнеса удовольствие. Расходы на привлечение нового специалиста в среднем составляют 50–60% от его годового оклада. Эта цифра включает в себя все затраты — от платного размещения вакансии до адаптации человека в компании и промежуточную потерю производительности. Если мы говорим про руководителей среднего звена и выше, то эта сумма может достигать 1,5–2 млн рублей.

Очевидно, почему компании все чаще задумываются о бренде работодателя, а организации, в которых работают 10 000 человек, даже готовы дополнительно потратить на зарплаты до 7,6 млн долларов, лишь бы избежать плохой репутации. Эти инвестиции имеют серьезный возврат: хорошие условия труда и достойная репутация снижают затраты на наем талантов в среднем на 43%.

И еще одна хорошая новость: по данным TechJury, онлайн-обучение повышает уровень удержания сотрудников на 25–60%.

Цифры — довольно убедительное доказательство важности корпоративного обучения как инструмента экономии. А как именно LXP-платформы сокращают бюджет, увеличивая результат? Давайте разбираться на примере LXP-платформы K-AMPUS.

ИТ-платформы оптимизируют ресурсы HR-специалистов

На первый взгляд, заполнить таблицы на очередное обучение несложно: достаточно внести данные участников, направить на согласование руководителю, внести корректировки, и готово. На самом деле в масштабе всей компании эти задачи отнимают очень много времени.

HR-специалисты тратят около 14 часов в неделю на задачи, которые можно автоматизировать. То есть, игнорируя достижения EdTech, компании теряют около миллиона рублей просто на разбор табличек. И это притом что освободившееся от рутины время специалисты могут инвестировать в проекты для развития команды и бренда работодателя. Вот лишь один из аргументов в пользу такого решения: у компаний с сильным брендом работодателя цена отклика на вакансию в 2,5 раза ниже, чем у конкурентов, которые не беспокоятся об HR-бренде.

ИТ-платформа с диагностикой — основа экономии бюджета на корпоративное обучение

Классическая модель корпоративного образования — это назначение сверху или из корпоративного университета. Такой подход сводит к нулю мотивацию людей. Сотрудники учатся для галочки, HR-команда выгорает, а инвестиции в корпоративное обучение становятся бессмысленной тратой.

Эту проблему легко решить: достаточно дать людям свободу. Ученые Французского национального института здравоохранения и медицинских исследований (INSERM) доказали, что люди учатся быстрее, если им не указывают, что делать.

Диагностика навыков — это важный инструмент экономии, так как он позволяет уйти от дорогостоящих единоразовых программ и тренингов, которые не работают и которые не нужны данному конкретному специалисту. Предварительная диагностика — это возможность подсказать, что действительно стоит изучить, при этом не навязывая конкретные программы, а предоставив выбор из множества форматов разной продолжительности и т. д. Мы все учимся, воспринимаем и обрабатываем информацию по-разному. Поэтому и обучение должно быть персонализированным. LXP-платформы позволяют бизнесу предоставить сотрудникам именно такое обучение.

В K-AMPUS диагностика измеряет текущие мягкие навыки сотрудника и его тип мышления и рекомендует подходящие обучающие материалы. Помимо этого, встроенная система отзывов и рейтингов, возможность каждого пользователя добавить собственный материал и посмотреть, что изучают коллеги, становятся важными дополнительными факторами вовлечения сотрудника в процесс самообразования.

LXP-системы и разработка индивидуальных планов развития позволяют экономить за счет более точного назначения материалов конкретному пользователю и включения в каждую индивидуальную подборку множества вариантов материалов на один скилл, из которых можно выбрать бесплатные или более бюджетные аналоги.

Пролонгированный контент в LXP-платформах экономит время, деньги и нервы участников процесса

О важности soft skills сейчас говорят все. Считается, что к 2025 году людям жизненно важно развить у себя такие навыки: критическое мышление, умение анализировать и находить комплексное решение проблем, навыки самоуправления и активного обучения, стрессоустойчивость и гибкость. Казалось бы, зачем? Все вокруг автоматизируется, и скоро можно будет вообще не общаться друг с другом, выполняя всю работу с помощью роботов. Оказывается, в этом-то и дело. Эксперты McKinsey и PwC сходятся во мнении: людям нужно учиться жить в непредсказуемом цифровом мире, а для этого нужны мягкие навыки.

Главное — soft skills невозможно прокачать на трехдневном тренинге (даже очень дорогом) и забыть… раз и на всю жизнь. Их необходимо развивать постоянно.

Для этого отдел обучения в компании может:

  • Раз в несколько месяцев отправлять сотрудников на внешнее обучение, стоимость одного курса по развитию soft skills у топовых провайдеров в среднем 30–50 тысяч рублей за одного участника, корпоративный тренинг в зависимости от знаменитости эксперта — от 300 000 до 3 млн рублей за единоразовую итерацию на 15–20 человек.

  • Установить платформу, которая протестирует текущее состояние мягких навыков каждого сотрудника, подберет индивидуальный план бесплатных материалов для их развития в течение года и будет стоить всего 1200 рублей в год на сотрудника.

Это не только про экономию денег. Системные, но короткие образовательные сессии эффективнее и результативнее трех многодневных тренингов в год. В среднем у сотрудников в неделю есть только 24 минуты на обучение.

Культура обмена знаниями — важный инструмент экономии бюджета вашей компании

Пять корпораций из списка Fortune 500 теряют около $32 млрд в год, потому что у них нет привычки аккумулировать знания внутри компании. Это уникальные знания, упускать которые — большая дорогостоящая ошибка.

В среднем сотрудники тратят 19% своего времени на поиск и сбор информации. Это 380 оплачиваемых сотруднику рабочих часов в год. Подсчеты McKinsey впечатляют еще больше: по их данным, на это уходит 35% рабочего времени, или 740 часов в год. Теперь умножьте эти цифры на стоимость часа специалиста, руководителя среднего звена и топ-менеджера в вашей компании. Скорее всего, получатся космические суммы, которые сейчас просто сжигает серфинг в сети. А сэкономить эти деньги просто: нужно собрать все необходимые и релевантные именно для вашей компании материалы в одном месте.

Цифровые платформы — это удобный способ собрать корпоративную базу знаний. Современное хранилище данных, в котором команда может создавать, хранить и изучать внутренние документы о процессах, проектах или продуктах, которые они создают. Выбрав LXP-решение, вы сможете не только собрать и хранить в одном месте всю экспертизу и обязательные материалы, но и снабдить базу данных удобными тегами и привязать к построению индивидуальных планов и рекомендательным системам. Люди смогут быстро находить нужные материалы, шаблоны, ответы на рабочие запросы.

Кроме этого, культура обмена знаниями помогает растить внутренних экспертов. Сравните, что лучше: пригласить внешнего эксперта, не погруженного в детали работы вашей компании, заплатив за курс от 300 000 рублей, или помочь внутренним экспертам упаковать свой опыт в обучающий формат и поделиться им с коллегами? Второй вариант выгоден и компании, и сотруднику. Признавая экспертность сотрудника, компания получает гораздо больше, чем просто лекцию или тренинг. Внутренний эксперт лучше всех знает, какая информация релевантна для его коллег и в каких сферах наблюдаются наиболее важные пробелы в знаниях. Кроме этого, такой тренер будет на связи и после обучения. Это важно, потому что самые важные вопросы возникают, когда люди начинают применять знания на практике.

Сотрудник тоже остается в выигрыше. Во-первых, его экспертность признается на уровне компании. Это повышает уверенность в себе. Во-вторых, организация и проведение корпоративного обучения — это возможность заявить о себе и за пределами компании. Например, написав об этом в социальных сетях. Это положительно влияет на личный бренд сотрудника. В-третьих, такой опыт позволяет получить новые навыки и может стать отличной строчкой в резюме или дополнить портфолио эксперта. А это важно для профессионального роста в эпоху slash-карьер.

При этом речь не идет об отказе от внешнего обучения. На рынке, безусловно, есть команды и программы, которые невозможно сформировать внутри. Покупка такой экспертизы — это оправданная инвестиция. В конце концов, внешние тренинги позволяют узнать мнение человека «со стороны» — эксперта, получить свежий взгляд на процессы. Но существенную часть обучения все же можно и нужно проводить с помощью современных ИТ-решений и силами внутренних экспертов.

Заключение

В заключение — еще раз к цифрам. Среднее значение текучести персонала на российских предприятиях в 2020 году составило 23,8%. Благодаря хорошо организованной системе обучения и развития этот показатель можно сократить до 10%. Сокращение бюджета на адаптацию при средней зарплате сотрудников в 56 614 рублей может сэкономить до 41 миллиона рублей.

Прибавьте к этой цифре 30% зарплаты HR-специалистов вашей компании, которые уходили на оплату выполнения рутинных задач; 1,5 миллиона, которые вы могли отдать пяти приглашенным экспертам вместо организации тренинга силами внутреннего специалиста, и 28 миллионов, которые вы сэкономили, заменив внешний курс по soft skills на индивидуальную подборку бесплатных материалов на ИТ-платформе. Внушительная сумма, которую можно направить на решение других бизнес-задач и развитие.

LXP-платформы — это гораздо больше, чем просто экономия бюджета. С их помощью вы развиваете культуру обмена знаниями, формируете сообщество внутренних экспертов и вовлекаете сотрудников в системный процесс профессионального и личностного развития. Грамотные инвестиции в команду всегда приносят хорошие дивиденды в виде высоких бизнес-результатов.

Иллюстрация: LXP / Depositphotos.com