«Настоящий куратор — это тот, человек, который берет в руки швабру за полчаса до вернисажа», — говорит Александра Данилова, заведующая отделом искусства XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Действительно, работа куратора и арт-менеджера — это не бесконечный праздник с выставками и фуршетами. О том, что это за профессии на самом деле, рассказывают преподаватели Garage Academy, а также эксперты в сфере культуры и искусства.

«Кураторам сегодня все еще надо объяснять, и коллегам по цеху, и своим знакомым, что куратор — это профессия. Отдельное испытание — рассказать, зачем нужно учиться кураторству, ведь есть дискуссия о таланте и в целом обучаемости/предрасположенности к профессии», — Мария Польникова, руководитель Garage Academy.

«Сейчас есть большой запрос на специалистов в сфере организации культурных проектов по всей стране. Для модернизации институций нужны люди с новой ментальностью, нацеленные на работу, результат и продуктивную рефлексию, а не процессуальность и чай», — Анастасия Лесникова, преподаватель Базовой кафедры Музея «Гараж». «Из 9 студентов, которые первыми получили диплом магистратуры Музея «Гараж» и НИУ ВШЭ, ⅔ устроились на работу, еще будучи студентами первого курса. Кому-то магистратура, я хочу в это верить, позволила ответить на вопрос, чем они хотят заниматься. Потому что между твоим образованием и реальной работой всегда есть естественное расстояние, и задача каждого из нас — настроить соотношение знаний и желаний в конкретном проекте, над которым мы трудимся», — Мария Польникова, руководитель Garage Academy.

«Многие считают, что именно куратору достается вся слава: у него берут интервью журналисты, он рассказывает о проекте самым поч етным его гостям, его благодарят за выставку зрители, тогда как вся команда проекта словно оста ется в тени. Правда, вся критика достается тоже именно ему. Как-то в разговоре со своими студентами я пошутила, что на самом деле настоящий куратор — это тот, человек, который бер ет в руки швабру за полчаса до вернисажа, потому что уборщица не вышла на работу, а пол грязный после монтажа. Но в каждой шутке есть доля правды. Куратор — это бесконечная ответственность за каждую частицу проекта. И сколько раз на выставках во время монтажа приходилось помогать мыть стекла и витрины, продумывать инженерные решения и одновременно вспоминать мельчайшие нюансы истории искусства. Куратор — своего рода мастер-универсал, который может легко объяснить вам особенности лессировочной живописи или специфику корейского искусства, стоя на стремянке с шуруповертом в руках. Только за несколько последних проектов мне пришлось изучить, и как пересаживать березки, и где найти в Москве свежее сено (хорошо хоть дело было не зимой), бегло выстраивать аналогии между искусством разных стран и народов», — Александра Данилова, заведующая отделом искусства XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

«В России есть возможность работать не только с частными, но и с корпоративными клиентами. Как один из примеров, можно выделить то, что мы развиваем искусство в девелопменте, то есть внедрение искусства в общественные пространства: лобби, ландшафтные территории, паркинг и так далее. У девелоперов появляется необходимость создавать более интересные, концептуальные и вовлекающие проекты для клиентов. Конечно, искусство помогает решать эту проблему. Таким образом, у арт-менеджеров и галерей появляется возможность создавать более сложные проекты на стыке искусства, архитектуры, дизайна. Среди задач при проработке подобных историй можно выделить разработку концепции и философии, поиск художников, создание коммерческого предложения, визуализацию объекта, поиск партнеров для изготовления объекта и т. д. Объем работы зависит, конечно, от первоначальной задачи, но сейчас спрос на масштабные, комплексные и сложные проекты растет, поэтому стоит обратить на это свое внимание», — Ахмет Кагиров, основатель Surface Lab Art.

«Действительно в работе арт-менеджера очень много мероприятий, но их посещение — это, в первую очередь, работа. Ты знакомишься с новыми людьми, поддерживаешь связи уже с текущими знакомыми. Просмотр искусства тут отходит на второй план — за ним ты всегда возвращаешься в следующий раз. При этом плотность таких мероприятий настолько высокая, что в некоторые дни нужно успеть вечером в 4–5 мест, поэтому развлечения и тусовка превращаются в полноценное продолжение рабочего дня», — Александр Карлявин, куратор специальных проектов МАММ.

«Классно, если вы будете знакомы с коллекционерами. Особенно если делаете выставки художников, которых уже нет с нами, то здорово знать, кто владеет той или иной работой. Бывший куратор Еврейского центра и музея авангарда Мария Насимова мне рассказывала, что один Фальк по году висит у двух наших миллионеров, и один из них с большей легкостью отдает его на выставки. Относитесь с коллекционерам серьезно: они когда-то были предтечей музеев и сейчас по-прежнему представляют собой огромную силу. Дружите не только с «голубыми фишками» арт-рынка, но и с начинающими игроками тоже — в их собрании можете увидеть неожиданные рифмы и найти вдохновение», — Марина Анциперова, журналист и критик, создатель курса для молодых коллекционеров «Собери их всех».

«Я работаю в музее более 40 лет. И моя профессия не куратор. Я — искусствовед, храню и изучаю мебель. Мебель — уникальный материал. Чтобы в ней разбираться, надо знать почти все: историю архитектуры, живописи, надо уметь разбираться в коже и тканях, бронзе, латуни, фарфоре, стекле, хотя бы в рамках школы помнить химию, физику, конечно, познать основы сопромата и т. д. Альбрехт Дюрер для меня — не только предмет эстетического наслаждения, но и исторический источник при атрибуции все той же мебели. Всем известно, сколь достоверно он запечатлел свою эпоху как бытописатель, с каким вниманием относился к мелочам, этим же, если отрешиться от философской составляющей, знамениты и его интерьеры. Так все и началось.

Существует миф, что куратор только вырабатывает идею, остальное свершается само. Ложь! В жизни существует неукоснительное правило: «Хочешь сделать хорошо, сделай сам». Далее следует перечисление всех видов работ, которые включены в создание выставки. Все это делаешь или контролируешь ты. Так появляется еще одно правило, противоречащее предыдущему, но очень важное: не работай один, создай верную команду. Ведь впереди: подготовка концепции, текстов, выбор художника, общение с прессой, подготовка экскурсий и, конечно, торжественное открытие, когда, собираются все самые близкие, все самые важные и высокопоставленные. Только куратору не до шампанского: он в ответе за все до конца вечера. А шампанское будет дома. Если купили, конечно…» — Наталия Углева, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели Государственного исторического музея, куратор выставки «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго. Брешия».