«Главный запрос сегодня — оставаться востребованным, люди боятся остаться за бортом новой реальности»
30 ноября 2021
Текст:
Надя Макова
Андрей Лобанов, сооснователь успешных проектов «Синхронизация» и «Алгоритмика» убежден, что обучение — это самый кармически правильный бизнес. Надя Макова, издатель медиа «Теории и практики» обсудила с Андреем секреты привычки учиться, перспективы развития индустрии и главные навыки XXI века, которые нам всем важно развивать не только в детях, но и в себе.
Идеологи просвещения
АНДРЕЙ ЛОБАНОВ
НАДЯ МАКОВА
CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики» и EdTech сервиса K-AMPUS
Сооснователь онлайн-школы «Алгоритмика»
— В 2015 ГОДУ ВЫ С МАРИЕЙ БОРОДЕЦКОЙ ОСНОВАЛИ ПРОЕКТ «СИНХРОНИЗАЦИЯ», НО УЖЕ В 2016 ГОДУ, ТЫ УШЕЛ ИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ И ОСНОВАЛ «АЛГОРИТМИКУ». ПОЧЕМУ ТЫ ИЗМЕНИЛ КУРС И ПЕРЕШЕЛ ИЗ ВЗРОСЛОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
— Все просто: мне не хватило масштаба. Моя цель была создать что-то большое, международное, с возможностью безграничного масштабирования. В тот момент я не увидел потенциала такого масштаба в «Синхронизации», поэтому начал поиск другой идеи. Идеи в плоскости образования, так как мне было важно делать кармически правильный проект, при этом с потенциалом вырасти в нечто действительно крупное.
— КАК ТЫ НАШЕЛ СЕБЯ В EDTECH? ПОСЛЕ МЕХМАТА И РАБОТЫ В MCKINSEY.
— Это был сложный путь. Я понял, что хочу быть предпринимателем, еще в университете. Попробовал тогда, основав рекламное агентство, но опыт был не слишком успешным, и я ушел в наем в McKinsey. Помню, как звонил своему бывшему партнеру и говорил, что предпринимательство — никогда в жизни, никогда и ни за что. Слишком тяжелый груз ответственности. Но никогда не говори «никогда». В консалтинге я получил ценный опыт управления проектами и командами, в том числе в образовательной сфере: я был частью команды, которая работала над проектом школы «Летово» и помогал разрабатывать стратегию для одной бизнес-школы. В какой-то момент я понял, что не хочу работать в консалтинге, а ответ на вопрос «Чего я хочу?» пришел совсем не сразу. Ушел искать ответ, занялся самообразованием. Мне как прожженному математику было интересно разобраться в искусстве, но я не нашел доступного и увлекательного формата, как это сделать. Пришлось придумать такой формат и для себя, и для других. Так и появилась «Синхронизация».

В тот момент я сформулировал критерии, чем хочу заниматься в жизни.
Первое — кармически правильный бизнес. Делать то, что приносит пользу, драйвит и дает понимание, зачем я это делаю. Второе — что-то очень большое, масштабируемое. Третье — то, где я развиваюсь, где можно постоянно учиться новому. Предпринимательство в образовании — это симбиоз всех трех критериев.
Я начал искать идею в образовании, которая взорвет мир. Нашел через собственную боль. Мы не могли найти нормального программиста, который сделает сайт «Синхронизации», меня очень удручало качество программирования, которое было в России на тот момент. Я начал искать, что предлагают в мире, и нашел проект Scratch — это детская среда в рамках MIT. У меня сразу вокруг этой идеи появилась концепция более крутого продукта, который действительно можно масштабировать.
— В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТВОЕ KNOW HOW?
— Есть два подхода в образовании. Западный — через игру и вовлечение, и советский — про грызть гранит науки. Это идеально иллюстрировать футболом. В России в школе футбола ты 90% занятия тренируешь пас, технику отрабатываешь, в конце просишь: «Тренер, а можно мы поиграем?» — и получаешь категоричное «нет». В западной школе большую часть тренировки спортсмены реально играют в футбол. Я сразу понял, что надо соединять эти две схемы: взять лучшее от геймификации, проектного обучения, добавив глубокую проработку, свойственную советской образовательной системе. На пересечении ты действительно достигаешь самого лучшего результата.
— У ВАС ЕЩЕ ЗАЯВЛЕНА КАК УНИКАЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ПЛАТФОРМА, КОТОРАЯ СТРОИТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СЕЙЧАС ОДНА ИЗ САМЫХ ХАЙПОВЫХ ТЕМ, ЗАЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИЧЕСКИ КАЖДЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ. КАК ЭТО РЕАЛИЗОВАНО У ВАС?
— Во-первых, результаты обучения каждого ребенка разные, у нас проектное обучение, и каждый ребенок собирает разный проект. Каждый ребенок сам выбирает проекты, которые он будет делать, в итоге в группе из 10 детей получатся 10 разных результатов на выходе. Плюс у нас есть своя среда, своя социальная сеть внутри, где дети могут публиковать проекты, комментировать проекты друг друга. Создаются возможности, чтобы ребенок увидел разные инструменты и форматы решения задач, взял себе наиболее подходящие. Это первая составляющая.

Вторая — уровень сложности задачи. Одному ребенку нужно решить много простых задач, чтобы дойти до сути, а другому нужна сразу сложная задача, иначе он теряет мотивацию. Поэтому мы создаем треки разной сложности, которые преподаватель включает в зависимости от опыта и потребностей каждого ученика.
— ПОМИМО ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ, ВЫ ТАКЖЕ ДЕКЛАРИРУЕТЕ РАЗВИТИЕ МЯГКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ. НАВЫКИ XXI ВЕКА — ДАВАЙ РАСШИФРУЕМ ЭТО ПОНЯТИЕ.
— Навыки XXI века — это межпредметные умения: логически мыслить, большую задачу декомпозировать на много маленьких, распределять роли в команде, доносить свою точку зрения и так далее. В проектном обучении ты учишься большую задачу декомпозировать и долго над ней работать. Чему, кстати, не учат в школе. В школе урок закончился, и у тебя нет задачи, над которой ты работаешь долго, а в жизни все состоит из работы над большими проектами. Ученые в какой-то момент задумались: «Ок, в мире все так быстро меняется, знания устаревают, инструменты теряют актуальность — нужна вещь, которая универсальна». И вот сформулировали набор таких навыков, перечень отличается в разных исследованиях, существует несколько международных стандартов, но есть общее: критическое мышление, креативное мышление, умение выходить за рамки, нестандартно мыслить, умение работать в команде, умение коммуницировать и умение учиться. Нам повезло, что программирование и вообще цифровые профессии идеально подходят для прокачки этих навыков XXI века.
Есть еще одна важная вещь, которой учит программирование, — умение не бояться ошибок. Ему не учат в школе, и это огромное упущение. В программировании при этом у тебя все про ошибки. Все знают, что невозможно написать код без ошибок. Ты просто занимаешься багфиксингом. И ты такой: «Ок, классно. Я написал. Я знаю, что тут ошибки. Я к этому нормально отношусь».
— ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ЗАХОДИТЕ В ОБЛАСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ, ЕСЛИ У ВАС УЖЕ РАЗРАБОТАНЫ ТЕХНОЛОГИИ И, КАЖЕТСЯ, ВСЕ ЕСТЬ ДЛЯ ЭТОГО?
— Мы заходим, но постепенно. У нас уже есть первые взрослые программы: трехмесячные курсы программирования с нуля. Мы запустили пилот год назад. При этом результаты уже выдающиеся: 80%-ное трудоустройство. Сейчас постепенно расширяем это направление. У меня есть любимый пример — водитель погрузчика, 54 года, который решил кардинально новую профессию получить. Ему все говорили: «Ты дурак. Куда ты идешь в твоем возрасте?!» А он решился, получил профессию разработчика и теперь реализован и с отличным доходом.
— В ЧЕМ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ?
— Первое — разный подход к мотивации, так как уровень осознанности студентов разный. Взрослый человек, который выбирает обучение, чаще всего четко понимает, зачем ему это нужно. Он больше умеет, знает, обладает опытом, поэтому подача материала должна быть на другом уровне. И другой уровень геймификации. Детей нужно много развлекать, взрослых — меньше, но качественно, точечно, чтобы сохранять долгосрочную мотивацию. У детей больше внешней мотивации, особенно вначале.

Второе. Условно, разжевывание контента и упаковка материала в какие-то истории, сюжетные линии и так далее — это тоже, в общем, у детей сильно больше, чем у взрослых. Декомпозиция материала — для детей нужно дробить и маленькими кусочками двигаться, взрослый переваривает значительно больше.

Еще со взрослыми проще измерить результат.
— У МЕНЯ ЕСТЬ ОДИН НЕУДОБНЫЙ ВОПРОС — ПРО КАЧЕСТВО. ТЫ НЕСКОЛЬКО РАЗ СКАЗАЛ, ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ — ЭТО «КАРМИЧЕСКИЙ БИЗНЕС», ПРИ ЭТОМ В ОДНОМ ИЗ ТВОИХ ИНТЕРВЬЮ Я С УДИВЛЕНИЕМ ОБНАРУЖИЛА ТАКУЮ ЦИТАТУ: «САМОЕ ГЛАВНОЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ — ЭТО УПАКОВКА И ПРОДАЖИ». РАЗВЕ НЕ ПОЭТОМУ У НАС НА РЫНКЕ СЕЙЧАС ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕПРИГОДНЫХ ПО КАЧЕСТВУ ПУСТЫШЕК, КОГДА СОБИРАЮТСЯ РЕКЛАМЩИКИ, МАРКЕТОЛОГИ, НАНИМАЮТ CALL-ЦЕНТР И БРОСАЮТСЯ В БОЙ, ЧАСТО ДАЖЕ ВООБЩЕ НЕ ИМЕЯ В ПРОЕКТЕ ТАКОЙ СУЩНОСТИ, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ? ТЫ УТВЕРЖДАЕШЬ, ЧТО ГЛАВНОЕ — ЭТО УПАКОВКА И ПРОДАЖИ. А МЕТОДОЛОГИЯ ГДЕ?
— Конечно, я констатировал этот факт с сожалением. Мы в «Алгоритмике» инвестируем в продукт столько, сколько не делает ни одна компания на российском рынке. Потому что для нас это очень важно. Но что мы видим? Мы делаем свою IT-платформу, и мы в нее вложили много миллионов долларов, при этом сейчас у каждой второй школы на сайте утверждение, что у них собственная IT-платформа. И индивидуальные треки у всех, и soft skills они развивают, и проектное обучение. В целом сегодня на рынке как взрослого, так и детского образования настолько сложно понять, чем один продукт отличается от другого, что сегодня, увы, правят бал и какое-то время еще будут править бал маркетинг и упаковка.
— КАК ЭТО ИЗМЕНИТЬ? ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ?
— Да, конечно. Я выбираю тему, которая для меня сейчас актуальна, в которой вижу недостаток компетенций. После этого собираю рекомендации друзей, коллег из предпринимательского сообщества. Они могут посоветовать курсы, книги или людей, с кем можно пообщаться. После этого выбираешь тот канал, какой тебе наиболее подходит в данный момент времени с учетом ресурсов. Не всегда это на самом деле будет курс. Часто это книга или несколько книг. Иногда отдельный эксперт, к которому обращаюсь за консультациями. Вариативность возможностей сейчас огромна.
— Мне кажется, когда рынок станет более зрелым, нужно будет создавать прозрачные механизмы определения качества. Какие? Возможно, экспертные команды, которые будут давать независимую оценку. Возможно, система отзывов. Я думаю, что через несколько лет, когда окончательно оформится некоторое количество крупных игроков, встанет вопрос статусности, некачественное просто будет делать не по статусу. Плюс я верю в эффективность сарафанного радио. Люди просто будут передавать друг другу информацию о проектах, которые действительно хорошо учат. Но это в долгой перспективе. Сейчас — маркетинг и продажи.
— КАК ТЫ ДЛЯ СЕБЯ ВЫБИРАЕШЬ ОБУЧЕНИЕ? ТЫ УЧИШЬСЯ?
— ТЫ ГОВОРИЛ, ЧТО ЗАПУСК «СИНХРОНИЗАЦИИ» В СВОЕ ВРЕМЯ БЫЛ ОТВЕТОМ НА ОСТРЫЙ ЗАПРОС ОБЩЕСТВА — КОНЦЕПЦИЮ «ЛЕКЦИИ КАК НОВЫЕ ВЕЧЕРИНКИ». СОБСТВЕННО, НАШ ПРОЕКТ «ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ» ТОЖЕ ИЗНАЧАЛЬНО ОБ ЭТОМ. КАКОЙ, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, СЕЙЧАС ГЛАВНЫЙ ЗАПРОС ОБЩЕСТВА? ИМЕННО СВЯЗАННЫЙ С ОБУЧЕНИЕМ.
Для взрослых — абсолютно точно запрос на актуальные профессии. Люди увидели, что все может измениться в моменте, целые индустрии, сферы просто могут остановиться или вообще перестанут существовать, и сильно испугались. Получить актуальную профессию, актуальный навык, который поможет тебе быть и остаться востребованным на рынке труда, — острая потребность. Ты должен очень быстро перестраиваться. И умение быстро получить новую профессию, новый какой-то навык, чтобы быть конкурентным, — это у взрослых сейчас самое горящее.

Для детей. Сейчас рынок лихорадочно ищет понимание, как вообще в этот момент должна себя чувствовать школа. Школа меняется очень медленно, при этом дополнительное образование как область обучения профессиям развивается по экспоненте.
ПОЭТОМУ Я ДУМАЮ, ЧТО ПОНИМАНИЕ, А ЧЕМУ ДОЛЖНА НАУЧИТЬ ШКОЛА, — ЭТО ТОТ ЗАПРОС, КОТОРЫЙ ОСТРО СТОИТ, НО НА КОТОРЫЙ ПОКА НЕТ ОТВЕТА
— СЕЙЧАС ВСЕ ГОВОРЯТ, ЧТО ЛЮДИ — ГЛАВНЫЙ АКТИВ ЛЮБОГО БИЗНЕСА. КАЖЕТСЯ, ЧТО ЛЮБЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, РЕСУРСЫ НАЙТИ ЛЕГЧЕ И ПРОЩЕ, ЧЕМ КРУТЫХ ЛЮДЕЙ. КАК ТЫ ОТБИРАЕШЬ КОМАНДУ? КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕШЬ?
Нигде, мне кажется, нет ответа. Очень много экспериментов, но непонятно, как этот эксперимент учитывать.
— Первый принцип — вы должны дополнять друг друга по компетенциям. Что это значит? Это значит, что внутри команды должны быть люди, которые умеют решать разного типа задачи, которые в сумме покрывают все многообразие предметных компетенций. Одновременно есть важное про способность к изменениям. Есть люди, которые больше про создание нового «с нуля до единицы», а другие — про то, чтобы развивать эту единицу. Очень важно, чтобы в команде были и те и другие. Вот это очень важно. Первая ошибка, которую я совершил в «Алгоритмике», — я сам как создатель нового набрал команду таких же, как я, «от нуля до единицы», и в какой-то момент конструкция дала сбой. Потом появились люди-процессы, и сразу дело стало налаживаться. Это магия комбинирования талантов, покрытие всех необходимых пластов — это суперважная вещь.

Второй момент — про компромисс в уровне сотрудников. Есть три категории специалистов. Категория А — это звезды, которые про то, чтобы всегда прогрессивно идти вперед, категория В — достигают нормальных результатов, удовлетворительных, С — плохие сотрудники, которые плохо работают. Главное знание в том, что сотрудники класса А нанимают сотрудников класса А, а сотрудники класса В нанимают сотрудников класса С.

Это, кажется, очень простая мысль, но она крайне важная: если ты строишь что-то суперкрутое, амбициозное, хочешь покорить мир, ты не можешь себе позволить набирать средних людей, которые могут удовлетворительно делать эту работу.

Третье — про культуру, единение по ценностям. Если человек очень крутой профессионал, но не совпадает с командой по культуре, это долгосрочно плохо. Команда — это сущность про доверие, про комфорт совместного творчества. Быть одной командой — это чертовски важно. Сейчас, основываясь на всем предыдущем опыте, я могу с уверенностью сказать, что не возьму на работу суперзвезду, сотрудника А++ , если этот человек не подходит команде.
— ТЫ КАК ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШИМ КОРПОРАТИВНЫМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ ОПЫТОМ КАКИЕ МОЖЕШЬ ВЫДЕЛИТЬ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОБЕИХ ФОРМ РАБОТЫ?
— Мне кажется, что если тебе комфортно в зоне неопределенности, то ты больше возьмешь от работы в стартапе. Если ты больше про спокойствие и про зону определенности, то лучше развиваться в корпоративном сегменте.
— МЫ ЭТОЙ ТЕМЫ УЖЕ КОСНУЛИСЬ С ТОБОЙ РАНЕЕ. КАК, ПОНИМАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, ПОСТОЯННО АКТУАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ НАВЫКИ, ПОБОРОТЬ СТЕРЕОТИПЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВОЗРАСТОМ? КАК ПЕРЕИЗОБРЕТАТЬ СЕБЯ В 40–50 ЛЕТ, ЕСЛИ, КАЖЕТСЯ, УЖЕ НЕ СПОСОБЕН ПОСТИГАТЬ НОВОЕ?
На самом деле, наш мозг ржавеет, антиржавчина для него — это непрерывное обучение. Важно начать учиться. Умение учиться — это тоже навык, который, если долго его не использовать, просто атрофируется, и тебе кажется, что ты не можешь. Здесь как в спорте. Ты никогда не сможешь пробежать марафон без регулярных тренировок. С чего начинается подготовка к марафону? С пробежки на километр, которая может тебе показаться бесконечно тяжелой, но потом будет 2, 3, 5 километров. То же самое с обучением. Главное — начать. Важно, что надо выбирать темы, которые тебе интересны, ведь мозг так устроен: если он получает положительную эмоцию, удовольствие, он продолжает делать это чаще. Выбирайте микроформат: интенсив, короткий марафон, видео.
Просто получите удовольствие от процесса познания нового, и постепенно привычка учиться войдет в вашу жизнь. Большая дорога всегда начинается с нескольких шагов.
Это как с чтением книг. Возьми за правило перед сном открывать книгу. Часто люди ставят цель читать по 20–30 страниц в день — это ошибка. Почему? Ты первый вечер почитал, второй, на третий тебя что-то отвлекло, и ты пропустил, не смог. Мозг зафиксировал неприятные ощущения, дискомфорт от того, что не справился с обещанием. Получаем негативные ощущения, связанные с чтением, и умный мозг начинает придумывать миллион уловок и отговорок, чтобы бросить это неблагодарное занятие вообще. А можно себе поставить задачу микро: каждый день перед сном открывать книжку. Открыть книжку ты можешь всегда, даже если ничего не прочитаешь, но цель выполнишь. И это значит, что ты молодец каждый вечер, когда ты открыл книжку. В один день ты прочтешь одну страницу, потом — десять. Очень быстро это станет как зубы почистить: как это я не почитал книжку перед сном? Вот так можно развивать привычку учиться в любом возрасте.
— КСТАТИ, ПРО КНИГИ. КАКИЕ ТРИ КНИГИ ДОЛЖЕН, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, ПРОЧИТАТЬ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНИ?
— «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд; Ли Куан Ю, «Из третьего мира в первый. История Сингапура 1965–2000», и вся серия «Гарри Поттера».
Умеете ли вы распределять свое время?
Управляй своим временем: 18 ресурсов, чтобы стать гуру тайм-менеджмента
Видео, курсы, статьи и книги на любой вкус
Насколько хорош ваш навык тайм-менеджмента
Made on
Tilda