Выбор кажется простой вещью до тех пор, пока вы с ним не столкнетесь лицом к лицу. Когда мы отказываемся от альтернативных вариантов, в нашем мозгу происходит поистине эпическая битва: с одной стороны галдят эмоции, с другой — логика, между ними лежит минное поле когнитивных искажений, и самоконтроль где-то в окопах готовится выбросить белый флаг. А ситуация выбора может оказаться даже банальной: съесть пончик или заменить его яблоком? Рассказываем, почему мы не любим принимать сложные или правильные решения.

Противоречивые полушария

Принятие решений у человека — процесс комплексный, а когда дело касается выбора между чем-то, что можно получить сейчас и 100% порадоваться, и чем-то абстрактным в будущем, энергозатраты становятся просто фантастическими. И это уже одна из причин, по которым наш ленивый мозг не слишком любит сложные решения с сомнительным результатом.

Но если отойти от идеи о ленивом мозге и взглянуть на этот орган более пристально, то можно увидеть, насколько сложно выглядит цепочка действий при принятии решения.

Исследователи из четырех университетов обнаружили две области мозга, которые, по-видимому, конкурируют за контроль над поведением, когда человек пытается выбрать между краткосрочным удовольствием и долгосрочной выгодой. Исследование включало визуализацию мозга людей, когда они делали выбор между маленькими, но немедленными наградами и более крупными наградами, которые они получат позже. Исследование выросло из зарождающейся дисциплины нейроэкономики, изучающей психические и нейронные процессы, которые влияют на принятие экономических решений.

Исследователи рассматривали популярную экономическую дилемму, при которой потребители ведут себя нетерпеливо в момент принятия решения, но предпочитают или планируют действовать терпеливо в будущем. Например, люди, которым предлагается выбор «10 долларов сегодня или 11 долларов завтра», скорее всего, сразу же выберут меньшую сумму. Но если им предоставляется выбор между 10 долларами в год или 11 долларами в год и день, люди часто выбирают более высокую, но отсроченную сумму.

В классической экономической теории этот выбор иррационален, потому что люди непоследовательно относятся к дневной задержке. До сих пор причина этой закономерности была неясной: одни утверждали, что мозг имеет единый процесс принятия решений со встроенной несогласованностью, а другие — включая авторов исследования — утверждали, что эта закономерность является результатом конкурирующего влияния двух систем мозга.

Исследователи изучили 14 студентов Принстонского университета, которых попросили рассмотреть проблемы с отложенным вознаграждением во время проведения функциональной магнитно-резонансной томографии, процедуры, которая показывает, какие части мозга всегда активны. Студентам был предложен выбор между подарочными сертификатами Amazon.com стоимостью от 5 до 40 долларов и более крупными суммами, которые можно было получить, только подождав некоторый период от двух до шести недель.

Исследование показало, что решения, предполагающие возможность получить вознаграждение сразу, задействуют области мозга, связанные с эмоциями. В то же время в ситуации выбора активировались системы мозга, связанные с абстрактным мышлением, но поддержку эмоций получали только варианты с быстрой выгодой. Вы можете ощущать, как эмоции выкатывают тяжелую артиллерию, когда выбираете между здоровым перекусом и сладким пончиком со стаканом кофе на сливках. Ваши эмоциональные центры будут подталкивать вас к вредным перекусам, напоминая, как это приятно.

В том же исследовании авторы отметили, что, когда студенты выбирали отсроченное вознаграждение, расчетные области их мозга активировались сильнее, чем их эмоциональные системы. Когда они выбрали немедленное вознаграждение, активность двух областей была сопоставимой, с небольшой тенденцией к большей активности эмоциональной системы.

Исследователи пришли к выводу, что импульсивный выбор, или предпочтение краткосрочного вознаграждения, является результатом того, что связанные с эмоциями части мозга побеждают части абстрактного мышления.

Этот вывод подтверждает растущее среди экономистов мнение о том, что решения людей часто зависят от психологических факторов, помимо чистого рассуждения.

Как победить эмоции и надо ли это делать?

На импульсивные, или иррациональные, решения нас толкает множество факторов: страх упустить выгоду, страх неопределенности, когда лучше ухватиться за возможность сейчас, ведь никто не может гарантировать те же шансы в будущем.

Естественно, давать эмоциям решающий бой и откладывать всю жизнь на потом — другая крайность, поэтому важно соблюдать баланс при принятии решений.

Подружите эмоции со своими целями

Например, вы можете давать себе небольшую награду, когда отказываетесь от быстрого результата в пользу долгосрочной выгоды. Это может быть что-то материальное или искренняя похвала, что-то, что действительно заставит вас гордиться собой и не чувствовать, что вы сами себя обделили.

Откладывайте импульсивные решения

Если вам очень сложно сдерживать свои желания, а при виде сезонных распродаж логика бьет по тормозам — не спешите отключать телефон и выкидывать его в реку, чтобы избавиться от рекламных рассылок. Просто положите вещи в корзину или составьте список желаний и подождите 3–5–10 дней. За это время вы успеете понять, действительно ли вам так нужна эта вещь.

Анализируйте свои потребности

Иногда импульсивные решения только поверхностно закрывают наши потребности. Поэтому, прежде чем согласиться на какое-то сиюминутное удовольствие в виде нового предмета одежды или вещи, которую вы вряд ли собираетесь использовать, но она есть у всех, подумайте, какую потребность вы хотите удовлетворить. Может, для этого есть альтернативные способы.