Допустим, ваш телефон оказался в руках злоумышленников. Дальнейшие действия зависят от того, защищено ли было устройство и его данные. При самом удачном сценарии телефон заблокирован ПИН-кодом или вход осуществляется с помощью биометрических данных, сим-карта также защищена ПИН-кодом, данные зашифрованы и хранятся в облачном хранилище (к которому вы имеете доступ с других устройств). В таком случае достаточно позвонить сотовому оператору с номера близкого человека, друга и попросить заблокировать номер.

Другой сценарий выглядит так: телефон не заблокирован, сим-карта не защищена ПИН-кодом, а данные не имеют резервных копий. Тогда следует как можно скорее связаться с сотовым оператором и попросить заблокировать сим-карту — в этом случае третьи лица не смогут совершать звонки и транзакции.

Следующий шаг — блокировка самого устройства. Сделать это можно с ноутбука или планшета через ваш аккаунт Google или Apple ID. В приложении «Локатор» для iPhone можно найти свое устройство и заблокировать его и стереть данные. Для Android-устройств есть приложение Find My Device. Вам предложат добавить резервный номер, по которому с вами можно связаться.

Далее стоит позаботиться о своих банковских картах. Отмените привязку к вашему аккаунту. Для Android: аккаунт Google — «Платежи и подписки» — «Настроить способ оплаты» — «Удалить все банковские карты». Для Apple: Аккаунт Apple ID, найти телефон в разделе «Устройства», открыть список карт и нажать «Удалить все».

Смените пароли в важных для вас аккаунтах. Желательно приобрести сим-карту, чтобы включить двухфакторную аутентификацию с использованием нового номера на альтернативном устройстве (например, простом кнопочном телефоне). Позвоните в полицию и сообщите о краже. Как можно подробнее опишите сам телефон, а также обстоятельства, при которых он был украден.

Материал создан в рамках проекта «Твой гид по киберграмотности» при поддержке команды «Ростелеком-Солар» — национального провайдера кибербезопасности. Компания занимает активную позицию в повышении уровня киберграмотности населения и в формировании цифровой культуры для бизнеса.