Дружеские отношения, пожалуй, самые долгие в жизни человека и одни из самых ценных. Друзья помогут в трудной ситуации, разделят радость, помогут пережить скуку, тревогу, неопределенность, но это далеко не все их суперспособности. Ваши друзья — настоящий ресурс, по-другому называемый «социальным капиталом». Рассказываем, что он умеет и как мы его используем каждый день.

Что такое социальный капитал?

«Социальный капитал» как термин появился в социальных науках уже давно. Если свести многочисленные определения к общему знаменателю, то получится, что социальный капитал человека — это его контакты, социальные связи, которые он может использовать для получения материальных благ или иной прибыли.

В Новом времени одним из первых концепцию социального капитала описал социолог Дэвид Юм, еще не использовавший этот термин. В своей работе «Трактат о человеческой природе» он указывал на то, что человеческие контакты делают совместное существование более безопасным и взаимовыгодным; таким образом, рациональнее будет дружить и оказывать друг другу взаимные услуги, чем существовать поодиночке.

Следующим подобное явление описывал Алексис де Токвиль в своей работе «Демократия в Америке». Его поразило, как американцы, объединяясь в добровольные сообщества, способствуют повышению уровня жизни в обществе в целом. Подобное можно увидеть и сейчас, когда, например, все жильцы одного дома, объединившись, поддерживают здание в чистоте и порядке, тем самым повышая качество жилья для всех.

Однако к известной на сегодняшний день форме понятие социального капитала привел французский социолог Пьер Бурдье в работе «Формы капитала», вышедшей в 1980 году. Сам термин он взял из уст Лиды Ханифана, озвучившего словосочетание «социальный капитал» в дискуссии в 1916 году. Бурдье описывал социальный капитал как «совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания — иными словами, с членством в группе». Однако, по мнению социолога, этот вид капитала зависел не только от широты сети этих связей, но и от обладания другими видами капитала: экономическим и культурным.

Так, люди из более привилегированных семей имели более ценный социальный капитал: они могли в неформальной обстановке встречаться с деятелями науки, предпринимателями, врачами, получать услуги более высокого класса «по знакомству». Уровень жизни, который складывался из экономического и культурного капитала, давал человеку возможность входить в группу, где социальные связи представляли бОльшую ценность.

Есть два вида социального капитала:

Связующий

Этот вид социального капитала показывает, насколько сильны связи внутри группы. Это могут быть контакты между вами и вашими друзьями, контакты внутри профессиональных сообществ, даже вы и ваши подписчики в социальных сетях образуете группу, и чем лучше вы друг друга знаете, тем выше показатель связующего социального капитала.

Вспомогательный

Этот вид социального капитала появляется при росте связей между различными группами. Например, когда две профессиональные группы, города, коммуны начинают сотрудничать между собой. На вспомогательных связях основано партисипаторное бюджетирование и работа гражданских организаций.

Вы и ваши друзья, знакомые, подписчики

Социальный капитал на сегодняшний день оценить и посчитать несравнимо проще, чем в 80-х. В этом социологам помогают соцсети. Пользователям же они дают возможность наращивать свой социальный капитал количественно, что стало важно с развитием блогинга, и качественно, когда мы ищем на просторах социальных сетей специалистов или экспертов.

Социальный капитал даже успел стать объектом экономических отношений, пользователи готовы покупать как непосредственно сами социальные связи (например, через накрутку подписчиков в социальных сетях), так и возможность их получить (например, через нетворкинг-приложения и проекты).

Что вам дает ваш социальный капитал?

У него множество плюсов и возможностей, которыми мы пользуемся каждый день, практически не задумываясь.

Мотивацию для развития

Если вы хотите сохранять и поддерживать свой социальный капитал, например дружеские или профессиональные связи, вы должны соответствовать ему на культурном и экономическом уровне. Если вы хотите повысить свой социальный капитал, например общаться с профессионалами более высокого уровня, вам тем более нужно повышать свой уровень профессионализма.

Обход бюрократии

Наши социальные контакты часто позволяют нам обходить бюрократические правила, например когда у вас не хватает денег на кассе и кассир великодушно прощает вам эти три рубля или говорит: «Потом занесешь», — потому что вы на хорошем счету и у вас чистая «кредитная история» в этом магазине.

Возможности для монетизации

Вы можете монетизировать как свой количественный социальный капитал (если у вас миллион подписчиков), так и качественный. Ваши друзья и подписчики могут делиться вашими постами, рекомендовать вас как специалиста, а могут и подкидывать идеи.

Карьерные перспективы

То, что сегодня называется «нетворкинг». Когда предприниматели и компании используют возможность неформального общения со специалистами, которых потом могут рассматривать в качестве сотрудников.

Эмоциональный комфорт

Последнее (но не по значимости), что дает нам наш социальный капитал, — это эмоциональный комфорт, чувство поддержки и защищенности, независимо от того, делитесь ли вы своими эмоциями в твиттере или на встрече в кафе.