2021 год показал, что наши представления о работе и жизни давно остались в прошлом. Увлечение работодателей автоматизацией в развитых странах привело к значительным изменениям в экономике — вплоть до рецессии. Кроме того, мировой рынок труда из-за пандемии в 2020 году потерял 255 миллионов человек с низкой квалификацией, занятых полный рабочий день. Из-за совокупных факторов он может потерять еще 130 миллионов к концу этого года. Более того, машины становятся все более востребованными и уже сегодня выполняют управленческие функции, увольняя людей.

Образование для будущего

Недавнее исследование, которое провел Национальный исследовательский Томский государственный университет в рамках федерального проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография», показал, что в этом году значительная часть россиян осознала проблему недостатка компетенций в современной цифровой экономике. По данным исследования, самые популярные специальности, которые выбирают безработные россияне, — SMM-специалисты, таргетологи и разработчики мобильных приложений.https://www.interfax-russia.ru/siberia/news/targetolog-i-smm-specialist-stali-samymi-zhelaemymi-professiyami-sredi-bezrabotnyh-uchastnikov-proekta-sodeystvie-zanyatosti?utm_source=yxnews При этом одной из самых активных аудиторий стали жители небольших городов старше 50 лет. Москва, конечно, оказалась в лидерах по количеству заявок, но особенно важно отметить интерес к цифровой экономике у жителей отдаленных регионов и небольших городов.

ТГУ опросил аудиторию проекта, чтобы понять, как изменились паттерны и восприятие «работы мечты», отношение к образованию и планы на будущее. В основном люди говорят не просто о необходимости повышения своей квалификации, но даже о смене профессии и интересе к открытию своего дела как к продолжению карьеры. Почти все опрошенные говорят о том, что пандемия в значительной степени изменила их отношение к работе: многих сократили; кто-то понял, что удаленно может начать обучение чему-то новому, тому, что откладывал долгое время.

Беленко Евгений, 33 года, в прошлом — ведущий инженер в отделе технической поддержки сетей связи:

«Так случилось, что руководством компании было принято решение укрупнить филиал с соседями, а также сократить некоторое число сотрудников. Поэтому нужно было взять себя в руки, встать на учет в центр занятости и искать новую работу. Нашел для себя подходящую специальность „проджект-менеджер в ИТ“, ведь было желание продолжить то, чем занимался, но хотелось получить новые знания. Познакомиться не с миром ИТ, а именно с людьми, которые имеют в этом опыт работы. Еще хотелось узнать, как повысить мотивацию членов команды, уладить конфликты, и, самое главное, было желание понять, каково это — работать с людьми, имея только ноутбук или планшет под рукой в режиме онлайн.

Я целенаправленно изучал ИТ-рынок несколько лет и поэтому прекрасно знал специфику различных специальностей и направлений — про бэк-энд и аналитику данных, как работает project manager. Уже тогда я знал, что эта специальность будет востребована на рынке. Примерно с весны 2020 года я всерьез задумался о том, что нужно идти дальше и что мне нужно получать новый опыт, и, конечно, думал об обучении, но из-за большой нагрузки на работе у меня не было времени. Работодатель меня тогда не поддержал бы в моем желании, а это, как я считаю, очень важно: многие люди смогли бы быстрее развиваться, особенно в ИТ, если бы им давали возможность бесплатного обучения. К сожалению, это делают только очень крупные компании.

Стать проджект-менеджером без определенных знаний и опыта невозможно: ты должен знать все про команду и про все процессы, уметь решать сложные ситуации и помогать людям. Поэтому я очень рад, что такая возможность у меня появилась, я не только смог пройти обучение, но и прошел практику, что самое важное. Все это помогло мне занять должность в Научно-исследовательском проектном институте, где я, как и хотел, занимаюсь экспертизой проектов перед их реализацией. Я вижу себя в дальнейшем в администрировании и управлении проектами, поэтому хотелось закрепить свои знания в части планирования, реализации и завершения проектов».

Светлана Кабакова, 43 года, педагог-психолог:

«До обучения я работала педагогом-психологом в детском саду. Моя профессия мне очень нравится, я работаю много лет с разными возрастными категориями, но в регламенте детского сада себя не смогла реализовать, поэтому мечтала открыть свое дело и работать уже на себя. И дело даже не в подчинении регламентам: я 13 лет отслужила в армии по контракту, я хотела помогать детям и их родителям, разрабатывать собственные методики, новые индивидуальные курсы, адаптированные под каждого ребенка.

Как-то раз я зашла составить резюме на сайт „Работа в России“ и увидела информацию о проекте, заинтересовалась, подала заявку сразу, не раздумывая. Направление выбирала по одному лишь принципу: грамотность в ведении собственного дела. Программа „Предпринимательство: от идеи до старта“ подошла идеально. Надо сказать, что у меня уже был негативный опыт открытия своего дела — в 2013 году и в 2016 году. Первый не был связан с моей деятельностью, а во второй раз я тоже открыла свое частную практику, что тогда для Колпашева было чем-то абсолютно новым. Тогда я ничего не знала о налогах и документообороте, было очень сложно, и мне никто не мог помочь.

Когда я получила ответ на свою заявку, я почти сразу написала заявление об увольнении, даже помню дату: 1 июля 2021 года. Мне действительно помогли со всем, преподаватели не топили и помогали, такой поддержки не было, даже когда я училась в университете. После обучения я зарегистрировалась как самозанятая и открыла кабинет психологических услуг. Самое важное, что мне дало обучение, — свобода и уверенность в своих возможностях».

Алена Барутина, 44 года, аналитик данных:

«То, что сейчас мы используем большое количество данных, — это следствие нашего постоянного развития, с каждым годом мы производим все больше контента. Я работала в рекламе, и мне было не очень комфортно: я видела, что мои знания и мое представление о мире сильно отличаются от реальности. Как, если помните, в „Матрице“ был момент, когда Нео проснулся, а на экране монитора — „тук-тук, Нео, проснись“. Примерно так же я себя ощущала. В этом году, когда все продолжили работать удаленно, я поняла, что это мой шанс. Дата-аналитик должен разбираться в том, как искать данные и как их обрабатывать; мне, маркетологу, это дает возможность развиваться дальше и зарабатывать в два раза больше, а главное — я смогла преодолеть себя и выйти на новый уровень».

Значительная часть людей стала ощущать себя свободнее, когда им дали возможность выбора новой профессии, новые возможности трудоустройства и самореализации. Жители отдаленных городов получили возможность удаленно не только получить дополнительное образование, но и найти работу, работать в крупных компаниях, не покидая своего дома. Всего в российские компании, по данным одного из федеральных операторов проекта (ТГУ), было трудоустроено более 42 000 участников федерального проекта «Содействие занятости» из 67 747, успешно завершивших обучение, — это 70%, что говорит об очень хорошем спросе на специалистов с новыми компетенциями.

В России, по данным Роструда, количество открытых вакансий достигло в этом году 2,1 миллиона. С октября 2020 года по октябрь 2021 года потребность в сотрудниках у российских предприятий выросла почти на 400 000 человек. Российский бизнес говорит о дефиците квалифицированных сотрудников, спрос на них вырос в 2021 году, вместе с тем требования к сотрудникам будут расти. А это значит, что концепция lifelong learning станет неотъемлемой частью жизни для большинства из нас, а пандемия стала драйвером этих процессов.

Иллюстрация: denisismagilov / Depositphotos.com