При выборе образовательных курсов многие опираются на критерий «практикоориентированности». Но сколько бы практических примеров не было предложено, в реальной жизни учащиеся могут не решить поставленные перед ними задачи. Рассказываем, какая способность помогает применять знания на практике и как ее развивать.

Что это за способность и чем она отличается от других видов грамотности

Практикоориентированность — один из наиболее популярных критериев, которые считают преимуществом образовательной программы. Но умение применить знания в жизни зависят не только от количества и качества практических заданий в курсе, но и от степени развитости одной способности — функциональной грамотности. Именно этот навык позволяет человеку сопоставлять, адаптироваться и правильно действовать в определенных ситуациях, применяя полученные знания.

Это понятие появилось в 1957 году применительно ко взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации неграмотности. Тогда было достаточно владеть грамотностью в ее привычном понимании: читать, писать и считать. В современном же мире от человека требуются навыки чтения и письма, математическая, естественнонаучная, компьютерная, финансовая, культурная и гражданская грамотность. Функциональная грамотность — есть «атомарный уровень» знаний, умений и навыков. То есть именно эта способность позволяет извлечь максимальную пользу из обучения.

Функциональная грамотность — это ситуативная характеристика личности

Это значит, что в разных обстоятельствах человек ведет себя иначе и далеко не всегда способен применить знания на практике. На это влияет ряд как внутренних (например, эмоциональное состояние), так и внешних факторов (срочность решения задачи, отношения с другими членами команды). Развитие этой способности должно быть непрерывным. Даже если вы успешно проявляетесь в одной деятельности, то при переходе в другую начинать все придется с нуля.

Как развивать функциональную грамотность

Критически анализировать новую информацию

Введите привычку задавать себе вопрос «зачем». Даже в философских текстах, которые на первый взгляд могут показаться оторванными от реальности, можно найти применение. Для этого определите, как ваш предыдущий образовательный или жизненный опыт может быть связан с тем, о чем пишет автор. Выделите ключевые идеи и опишите несколько способов их применения.

Ввести привычку отрабатывать полученные знания на практике

Если в вашем курсе есть практические задания, старайтесь выполнять их сразу после изучения теоретической части. Это, в свою очередь, позволит не только закрепить их в памяти, но и повысить мотивацию — ведь вы найдете ответ на вопрос «зачем я это узнал». Даже если вы проходите курс по истории искусства и, казалось бы, эти знания не имеют ничего общего с вашей деятельностью, сходите в галерею или обсудите какое-то произведение со своим знакомым. Это поможет переосмыслить теорию и найти новые смыслы в том, что вы видели уже много раз.

Анализировать опыт с точки зрения примененных знаний в разных ситуациях

Навык рефлексии позволяет извлекать максимум из полученного опыта. Вспомните сложные ситуации, в которых вам удалось или же не удалось применить новые знания и навыки. Можно воспользоваться моделью, предложенной профессором Грэмом Гиббсом:

Описание ситуации:
Что произошло? Когда? При каких обстоятельствах? Кто причастен?

Чувства:
Что вы чувствовали в этот момент? Как проявлялись эти чувства?

Оценка:
Что было хорошо/плохо?

Анализ:
Почему так произошло? Как вы проявили себя в этой ситуации? Какие другие способы решения этой проблемы были возможны? Какие навыки и знания вам удалось применить? Каких навыков и знаний не хватило для лучшего результата?

Вывод:
Что можно извлечь из этой ситуации? Как поступать в аналогичных ситуациях? Что вы поняли именно в этой ситуации?