Человек любознателен: с самого рождения ребенок интересуется окружающим его миром, задает много вопросов и не перестает удивляться. А вот взрослые нередко теряют интерес практически ко всему. Что убивает любознательность? Нужно ли ее вообще развивать, или это качество дано не всем? Как на эффективность обучения влияют социальные установки? Разбираемся в том, как же пробудить жажду знаний, если все вокруг кажется скучным.

Почему любознательность исчезает

В ходе эволюции мы приобрели уникальную способность, некоторую форму любопытства — эпистемическую любознательность. Французский нейробиолог Станислас Деан определяет ее как «чистое стремление к знаниям во всех областях, включая самые абстрактные». Детей в возрасте от двух до пяти лет интересует буквально все. Они постоянно задаются вопросом «почему?» и не перестают удивляться собственным открытиям. Однако в школе уровень вовлеченности начинает снижаться, а у взрослых он и вовсе пропадает.

Почему так происходит? Станислас Деан в своей книге «Как мы учимся» выделил несколько причин. Во-первых, пропадает когнитивная стимуляция. Знаний в определенной области становится больше, соответственно, пробелов — меньше. Это нормальный процесс, который является частью любого обучения. Во-вторых, мешают такие установки, как «Я не способен изучать этот предмет», «Мне не хватает таланта». Такие метакогнитивные установки демотивируют учащихся и не позволяют раскрыть их потенциал. В таком случае важна поддержка наставников, преподавателей, которые вернут уверенность. Третий фактор, который убивает любопытство, — это социальная передача знаний. Человеку свойственны два режима научения: активный, когда человек экспериментирует, подвергает сомнению собственные убеждения, и рецептивный, когда он просто принимает поступающую информацию. Эти способы познания дополняют друг друга, однако отсутствие первого как раз ведет к потере интереса. Например, если неудачная попытка сделать что-то новое считается ошибкой, за которую наказывают, активный режим выключается. Как следствие, возникают проблемы с концентрацией, человек, возможно, ощущает себя потерянным, испытывает скуку.

Теперь посмотрим на то, что происходит с заинтересованными людьми. Организм создает благоприятные условия для восприятия и обработки информации. Воспринимая нечто новое, мы находимся в ситуации «умеренного стресса». Он полезен и необходим для стимуляции когнитивных процессов. Также и тело реагирует: брови приподнимается, рот слегка приоткрывается, или же губы поджимаются, снижается частота сердечных сокращений, что способствует усилению внимания и более четкой обработке информации.

Интерес как педагогическая категория связан с мотивацией обучения. Но все же их не стоит считать взаимозаменяемыми: уровень мотивации зависит не только от личного интереса, но и от ряда других факторов (например, запросов рынка труда и так далее).

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Как пробудить интерес

Познавательный интерес может быть трех уровней: низкий (обучающийся находится в инертном состоянии, он не способен справиться с трудностями самостоятельно), средний (требуется постоянное стимулирование интереса со стороны педагога), высокий. В последнем случае учащийся самостоятельно стремится к получению знаний, это происходит в том случае, когда обучение соотносится с истинными желаниями и целями.

Любопытство может разжечь кто-то извне, однако развивать его придется все-таки вам. И ответственность лежит не только на преподавателях, менторах и наставниках, но и на самом учащемся. Как же это сделать?

Сомневаться

Один из способов практиковать любознательность — ставить под сомнение полученную информацию. В частности, это поможет избавиться от иллюзии «Я все знаю». Вы постепенно осознаете, что некоторые установки на самом деле ложные, а для конструирования новых стоит получать знания и развивать навыки. При получении любой информации, при принятии решений задавайте себе вопросы:

  • Что, если…?

  • Зачем?

  • Почему?

  • А как можно иначе?

  • Чего я не знаю/не умею?

Пробовать то, чего не делали ранее

Допустим, вы с детства убеждены в том, что математика — это не ваше. Хотя некоторые математические знания могут пригодиться вам в работе, например в процессе создания таблиц в Excel. Попробуйте решить несколько задач, даже если в самом начале они вам кажутся неинтересными.

Интерес возникает благодаря действиям. То, что казалось вам скучным в начале, может разжечь любопытство в процессе

То же самое и с другими активностями, не связанными с вашей работой, будь то рисование, катание на коньках или изучение астрономии. Плюс таких экспериментов в том, что по мере улучшения какого-то навыка, который ранее был на нуле, вы станете более уверенным в себе.

Думать над улучшениями

Почти всегда можно сделать лучше. Не стоит сразу изобретать что-то прорывное. Посмотрите на привычные для вас вещи и подумайте, что можно изменить. Начать можно с бытового уровня: что можно сделать со столом, за которым вы сидите? Как сделать его более функциональным? Далее можно задуматься о задачах, которые вы выполняете на работе. Но прежде чем придумать что-то новое, придется разобраться в устройстве той или иной системы на данный момент, что также требует усилий и любознательности.

Отмечать все, что вызывает интерес

Это может стать ежедневной практикой. Отметьте 5 вещей, который удивили вас за день, и объясните себе, что вас привлекло. Так вы сможете сформировать общую картину своих интересов и понять, в каком направлении стоит развиваться. Например, вы листали ленту в социальных сетях и остановились на посте, в котором посетитель делился отзывами о посещении выставки. В другой день вы зашли в книжный магазин, и ваш взгляд остановился на книге о художниках. Возможно, вам интересна тема изобразительного искусства и вы хотели бы в нее углубиться.

Фокусируйтесь на краткосрочных целях

Долгосрочные цели, безусловно, нужны. Но они часто кажутся чем-то далеким. В случае с краткосрочными целями желаемое вы получаете в разы быстрее. Например, вы хотите свободно говорить на немецком языке, но постоянно откладываете процесс его изучения, ведь та самая мечта реализуется не скоро. Зато при условии регулярных занятий обсудить с кем-то на немецком фильм станет возможным менее чем за полгода. И сам факт получения желаемого в ускоренном режиме пробуждает любопытство.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Иллюстрация: Rewat / Depositphotos.com