IKRA Group выпускает книгу про креативные алгоритмы для методистов, школьных и вузовских преподавателей, а также для всех, кто занимается образованием. В основе книги лежит методология CRAFT, адаптированная под создание уроков и курсов. Публикуем отрывок из книги, в котором повествуется о трех школьных учителях и их способах делать (или не делать) интересные занятия для школьников. Больше о пособии и возможностях поддержать проект вы можете узнать в рамках краудфандинговой кампании.

Я книга. Книга для тех, кто занимается проектированием образовательных программ: для школьных учителей и преподавателей курсов, профессоров и методистов, бизнес-тренеров и продюсеров образовательных программ, кураторов, директоров и всех, кто хочет придумывать интересные занятия. В английском языке для этих людей есть слово educator, я же в своем тексте буду называть тех, кто проектирует и ведет занятия, «преподавателями», «проектировщиками» и «креаторами». А тех, кто знания получает, — «студентами» и «учащимися».

Я книга, и я очень волнуюсь, потому что между мной и вами начинаются отношения. Хочется сразу понравиться, но узнать ваше мнение я пока не могу, поэтому буду вести монолог. И начну с истории про Николая Павловича и Надежду Ивановну.

Надежда Ивановна вела алгебру в средней школе. Давала задачи на проценты и дроби, вызывала к доске, спрашивала про забытую дома голову и требовала, чтобы класс вставал, когда входит учитель.

В той же школе работал Николай Павлович — преподавал историю. Идти по учебнику ему было скучно, и каждый урок он изобретал заново, управляя классом, как настоящий режиссер-постановщик. Он разделял учеников на римские легионы и отряды слонов Ганнибала, выстраивал трибуну для ораторских дебатов, разыгрывал в лицах дворцовые интриги.

Дети не спешили на уроки Надежды Ивановны, а на занятия к Николаю Павловичу бежали, даже когда их не было в расписании. Наверное, вы уже догадываетесь почему.

Им было интересно! Николай Павлович не просто сорок минут рассказывал, как правил и жил Цезарь, а делал учеников героями исторических событий. Они были уже не просто Васями и Дашами из 5-го «А»: они становились римскими полководцами, сенаторами, риторами. Ну, или слонами. (А что, я бы не отказалась!) На таком занятии ученики на собственном опыте понимали, в чем были исторические причины тех или иных событий, осознавали контекст, делали выводы — и это помогало им усваивать материал.

В общем, Николай Павлович моделировал для учеников ситуацию и раздавал им роли — я называю это «помещать кого-то в новый фрейм».

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Фрейм — это ситуация в определенных обстоятельствах (контексте), в которых действуют участники (роли), состоящие друг с другом в определенных отношениях (формах отношений)

Например, фрейм «новогодний банкет». Роли: нарядные гости, веселый ведущий, официанты, приглашенные музыканты и так далее. Форма отношений: ведущий организует конкурсы, официанты приносят и уносят блюда, музыканты играют, гости танцуют и участвуют в конкурсах. Обстоятельства (контекст): полночь, банкетный зал с украшенной елкой, столики, конфетти, запах бенгальских огней и пр.

Фрейм «убийство Цезаря». Роли: император Цезарь, политические деятели Гай Кассий Лонгин и Марк Юний Брут. Отношения: Лонгин и Брут — заговорщики, они задумали убить императора. Обстоятельства: все участники в тогах, у дверей — воины в доспехах, у каждого заговорщика кинжал.

Фреймы окружают нас повсюду. Любое природное явление, историческое событие, праздник, мультфильм — это ситуация, где есть свои роли и правила. Когда мы познаем мир, мы исследуем и раскрываем фреймы и заложенные в них формы отношений. Вы наверняка представляете, что такое фрейм «школьный урок» или «выпускной», «первое свидание» или «расставание с близкими». Сейчас, например, мы с вами оказались во фрейме «диалог с говорящей книгой» и пытаемся понять, как себя вести в такой странной ситуации.

У Николая Павловича не было какой-то специальной методики или теории: ни про какие фреймы он не думал, а уроки свои изобретал буквально на ходу. А вот у меня есть целая методология — называется она CRAFT, и с ее помощью можно создавать интересные занятия, не хуже, чем у Николая Павловича. Поэтому когда ко мне обратился Сергей Петрович — тоже учитель, физкультурник — и спросил, как ему сделать уроки более интересными, я сразу бодро зашелестела страницами.

Давайте, говорю ему я, подумаем, что в мире есть такого спортивного, соревновательного, азартного — прямо как ваши, Сергей Петрович, занятия? Какие фреймы? (Прям так и говорю: «фреймы»!) Сергей Петрович отвечает: «Ну, «Формула-1», ипподром, цирк, казино». О, говорю я, казино — это интересно. Давайте-ка проведем эксперимент и возьмем именно казино — как самый необычный фрейм из тех, что вы предложили. Как изменятся роли — учеников и ваша, Сергей Петрович? Как изменится занятие в целом, если у нас будет не просто урок физкультуры, а целое казино физической культуры?

Например, вы будете крупье — и ученикам в начале занятий раздадите фишки. А они, в свою очередь, будут делать ставки на количество упражнений, которые смогут (или не смогут) выполнить. Выполнили упражнение — получили награду: еще больше фишек. Не выполнили — фишки потеряли. Чем сложнее упражнение — тем больше фишек можно выиграть. А в конце месяца фишки можно обменивать на дополнительные оценки.

На таком уроке физкультуры ученики не только выполняют упражнения, они получают навыки анализа, построения стратегии. Дети учатся оценивать свои силы и вероятность выигрыша, считают, сколько дополнительных оценок им нужно получить в конце месяца, чтобы балл был выше — уверена, при таком подходе ученики с бо́льшим азартом будут посещать ваши уроки, Сергей Петрович. Конечно, придется разобраться с нюансами: как именно начисляются баллы, как избежать «черного рынка фишек», что делать, если ученик «проиграл» свои фишки в самом начале — но потому у меня и есть целая методология, Сергей Петрович! С CRAFT вы создадите новый уникальный мир для ваших учеников и сможете сформировать действительно ценный образовательный опыт!

С Сергеем Петровичем мы отлично поладили. Правда, идею с казино зарубил завуч, и нам пришлось придумать новый фрейм — сейчас не помню, то ли «поиск сокровищ», то ли «танцы со звездами». Но в итоге всем понравилось. А теперь давайте отвечу на вопросы, которые, я уверена, уже у вас появились.

А нормально уроки смешивать с «казино»? Скажем так — не каждый фрейм подходит для образования. Выбирать нужно тот, который не только увлекает участников, но еще и отвечает вашим задачам и ценностям. Например, у фрейма «казино» есть риски — родители учеников (или администрация, как у нас с Сергеем Петровичем) могут быть против знакомства учащихся со сценариями азартных игр. Или вам самим претит эта идея. Придется искать другой фрейм, который устроит и увлечет всех участников образовательного процесса.

Или другой пример: решили вы изменить формат лекции в университете, чтобы вовлечь студентов, скучающих на галерке. Идея: превратим лекцию в курилку! А что: поставим в центр аудитории пепельницу и будем общаться: дружественная атмосфера, нет барьеров, все вовлечены, всем есть, что сказать. Все так, но сможет ли преподаватель контролировать ход занятия и темы общения? (Разве в курилке кто-то регулирует правила? А если регулирует, курилка ли это?) Да, лекция изменится, вовлеченность повысится, но пострадают образовательные задачи. Не говоря уже о здоровье. Методология CRAFT поможет вам отличать удачные фреймы от тех, что могут испортить вашу программу.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Иллюстрация: souda / Depositphotos.com