«Коллективная память» — относительно молодой термин. Одни считают, что она является синонимом «исторической памяти», другие ассоциируют ее с национальным самосознанием, а третьи не понимают, как воспоминания могут быть «одними на всех». Разбираемся, что такое коллективная память, как она действует и чем она отличается от других видов памяти.

Что такое коллективная память?

Самый частый вид памяти, с которым мы сталкиваемся каждый день, — это индивидуальная память. В ней заключены [воспоминания](https://theoryandpractice.ru/posts/7547-mirror-mirror конкретного индивида, его субъективный жизненный опыт и впечатления. В эту память входит все: воспоминания о походах в кино с родителями, заученные наизусть стихи и запомненные к экзаменам лекции. Казалось бы, наши воспоминания принадлежат нам и только нам, однако социологи прошлого столетия выделили феномен коллективной памяти, в рамках которой воспоминания распределяются среди представителей одной группы.

Впервые ее описал Морис Хальбвакс, философ и социолог, в 1925 году. Он и его ученики описывали коллективную память как знание, которое конструируется, распределяется и передается внутри групп различной величины. Коллективная память может объединять разные типы групп: этнические, национальные, социальные, профессиональные.

Внутри коллективной памяти находятся социальная, политическая, культурная и другие виды памяти.

Чем коллективная память отличается от исторической памяти?

Очень часто «коллективную память» используют как синоним «исторической памяти». Однако не все ученые с этим согласны: исходя из определения самого Хальбвакса, «коллективная память» является более широким понятием, чем историческая. Сейчас, в эпоху интернета, историческую память уже сложно определить как часть внутри коллективной памяти, она одновременно и проникает в весь социум, и определяет (и объединяет) группы внутри него. Так что можно сказать, что эти две категории разные, но взаимопроникающие.

Историческая память — это не только знание об исторических событиях, транслирующихся внутри группы для сохранения социальных ценностей, но и комплекс методов для сохранения и передачи этого знания.

Историческая память, по мнению советского и российского историка Лорины Петровны Репиной, определяется в том числе «…как собрание донаучных, научных, квазинаучных, вненаучных и ненаучных представлений социума о своем прошлом». Историческая память конструируется и достраивается с помощью исторических реконструкций, трансляции данных из исторических источников, культурных произведений и так далее.

Человек может разделять коллективную память, даже не находясь на одной территории со своей группой. Так, например, экспаты, говоря об исторических событиях в своей родной стране, неизменно используют местоимения «мы» и «наши». Также люди могут переживать события, связанные с коллективной памятью группы, даже если события не касались непосредственно их. Примером такой практики в последние годы стало движение BLM, распространившееся за пределами США, даже в тех странах, где притеснения цветного населения не было. Коллективная память также может принадлежать профессиональным группам (шахтерам, спортсменам, журналистам) и гендерным группам.

Как сохраняется коллективная память

Коллективная память возможна благодаря способам сохранения и трансляции последующим поколениям. Основные практики для сохранения этих данных, как правило, подразумевают различные форматы нарратива:

  • Мемуары

  • Документалистику

  • Художественные произведения

  • Фотографию

  • Контент в интернете

Однако, как и с любым сложным объектом, к которому прикладывает руку множество людей, коллективная память, как и коллективное внимание, может быть подвержена искажениям и манипуляциям.

Еще одной сложностью, связанной с коллективной памятью сегодня, является обилие артефактов, контента, благодаря которому память может сохраняться и передаваться дальше. Интернет и множество присутствующих в нем источников (в том числе медиа, форумы, СМИ, онлайн-библиотеки) способствуют созданию многомерной и порой противоречивой картины мира и видения прошлого социума. Эту проблему отмечает исследовательница Оксана Мороз в своей видеолекции для N+1. Она рассказывает, что теперь, в ситуации отсутствия дефицита информации, люди могут выбирать достоверные, по их мнению, источники и формировать группы (сообщества) вокруг них, тем самым создавая собственный блок коллективной памяти и своих представлений о прошлом и, как следствие, свое видение настоящего и будущего. Таким образом, коллективная память, которая вела к объединению социальных групп, сегодня благодаря интернету может способствовать разобщению социума.

Иллюстрация: stillfx / Depositphotos.com