Если вы найдете дело по душе, то не будете работать ни одного дня? Это миф. В деле есть свои сложности и проблемы. Ольга Лермонтова, карьерный коуч, основатель платформы карьерного развития «Карьерум», автор книги «Работа по любви», вышедшей в издательстве МИФ, рассказывает, что такое на самом деле работа по любви, почему не у всех получается ее найти и как строить карьеру в современном мире.

Карьерные мифы

Есть очень много мифов, связанных с карьерой. Например, убеждение, что если найдешь дело по душе, то не будешь работать ни дня. Это неправда. В любом деле, даже в самом любимом, есть сложности и проблемы, которые нужно учиться преодолевать.

Или представление, что идеальная работа — это когда проверяешь рабочую почту, лежа на пляже. На самом деле любой, кто хоть раз пытался работать с пляжа под пальмой, знает, что это очень неудобно — как минимум потому, что блики от солнца не дают ничего рассмотреть на экране.

Наконец, миф о том, что работа — это тяжелое и изнурительное занятие, которое необходимо нам, чтобы как-то существовать и оплачивать счета. Нас с детства учили, что есть какие-то дела, которые важно делать — и они составляют 80% нашей жизни. Поэтому мы стараемся, терпим, преодолеваем — и только тогда получаем право как-то развлекаться, расслабляться в оставшиеся 20% времени. Еще 10–20 лет назад никто не говорил, что можно заниматься любимым делом, получать от этого удовольствие и реализовываться.

Три составляющих работы

Что же такое работа по любви? Я бы выделила здесь три основных компонента.

Первый — это работа, в которой мы реализуем наши желания. Которая сама по себе мотивирует, соответствует нашим профессиональным ценностям. Когда мы работаем не потому, что «так надо», а потому, что получаем от этого удовольствие. Да, это удовольствие занимает не 100% нашего времени, но хотя бы 70–80%.

Второй компонент — это работа, в которой опираешься на свои таланты, способности. Есть много исследований, которые показывают, что, когда человек занимается тем, что у него хорошо получается, у него выделяется гормон счастья. И он более склонен ощущать удовлетворение.

Третий компонент — это востребованность. Мы, люди, стадные животные, нам важно получать признание, обратную связь. Мы не можем просто заниматься чем-то, что не приносит никакой пользы. Востребованность — это не обязательно финансовый успех, скорее общее понимание, что наша работа кому-то нужна.

Карьера и призвание

Я не верю в призвание — то есть представление о том, что есть некая идеальная профессия, подходящая человеку. Люди — существа многогранные, у нас много талантов, ценностей, которые мы хотим реализовать. Иногда они конфликтуют между собой и бывают плохо совместимы в одной профессии.

Существует меньше 1% людей, которые понимают, что пришли в этот мир с какой-то миссией, и всю жизнь посвящают ей. Проблема в том, что нам с детства это преподносят как единственно верный сценарий.

На самом деле правда в обратном. Большинство исследователей сходятся в том, что, поскольку наше поколение будет долго жить и работать дольше, чем предыдущие, то и смена деятельности тоже будет происходить чаще — в среднем около семи раз за жизнь.

Уже сейчас мы видим, как быстро развиваются информационные технологии, искусственный интеллект — одни профессии исчезают, другие появляются, третьи трансформируются до неузнаваемости. К примеру, если мы посмотрим на таргетологов в 2008 году и сейчас, то поймем, что это совершенно разные профессии. Важно уметь грамотно это вычислять и перестраиваться, постоянно спрашивать себя: я все еще занимаюсь тем, что мне нравится? могу реализовать свои ценности или произошло отклонение от курса и пора обозначить для себя новую траекторию?

Почему увольнение — не выход

Мы привыкли 80% наших карьерных проблем решать с помощью поиска работы. Большинство запросов, с которыми люди приходят ко мне и другим карьерным консультантам, звучат просто: «Хочу сменить работу».

И только когда мы начинаем индивидуальную работу, выясняется, что в минимальном количестве случаев выход состоит в поиске работы. Кажется, что это универсальная волшебная таблетка: не нравится начальник, не устраивает зарплата или обязанности — просто найди другое место.

Но важно разобраться, в чем изначальная проблема человека, и нет ли способов ее решить на уже существующем месте. Например, клиент говорит: «За те пять лет, что я работаю, компания выросла из стартапа, превратилась в бюрократизированную структуру. А я хочу работать в чем-то маленьком, подвижном. Буду уходить». Потом мы вместе разбираемся с его профессиональными ценностями, с возможностями на текущем месте — и выясняется, что он может открыть новое направление бизнеса в одном из департаментов. То есть, по сути, организовать такой стартап внутри компании — и человек уже не хочет увольняться, потому что видит возможность реализации.

Таких примеров множество. Просто мы очень шаблонно мыслим. У нас есть либо А, либо Б, либо черное, либо белое. Нужно учиться видеть нюансы, оттенки и разбираться, что нас драйвит.

Бывает, у человека конфликт с руководителем из-за неправильной коммуникации, не выстроенных личных границ. Он думает: «Сейчас уйду — и решу эту проблему». Но выясняется, что проблема не в начальнике, а в том, как сам человек выстраивает коммуникацию: как он реагирует на сложности, умеет ли говорить «нет». В результате на новом месте он сталкивается с такими же проблемами.

Поэтому я всегда советую «копать» глубже. Задавать вопрос не «куда мне сейчас пойти», а «из-за чего такая ситуация возникла».

Почему мы не умеем строить карьеру

Построение карьеры — это новая тема для нашего общества. Мы все знаем, что, чтобы кататься на велосипеде, надо научиться крутить педали. С карьерой то же самое: чтобы ее построить, нужно понимать свои сильные стороны, знать, как предъявлять себя рынку труда, как писать резюме. А никого из нас этому не учили.

Есть мнение, что «с этим надо родиться». То есть либо умеешь строить карьеру, либо нет. Большинство причисляет себя ко второй категории, считая, что карьеристы — это какие-то агрессивные люди, которые локтями расталкивают всех на пути к цели. Да и само понятие «карьера» воспринимается в негативном контексте. Как исключительно вертикальный рост «по головам».

Поэтому многие (особенно это характерно для женщин) предпочитают «просто хорошо работать», надеясь, что рано или поздно их заметят и продвинут. Но так можно просидеть пять, десять лет — и ничего не получить. А если научиться продвигать себя, прокачать нетворкинг и навыки коммуникации — результаты последуют незамедлительно.

Еще одна проблема — это синдром самозванца и то, что мы глобально в себя не верим. Нас воспитывали, что нужно учиться на «отлично», успевать по всем предметам. Возможно ли это? Нет. Но вся наша традиционная система образования построена на этом. Она не помогает определять реальные таланты и способности подростков, в ней плохо развиты механизмы профориентирования, самопознания. В результате мы вырастаем во взрослых, которые уверены: «если я не везде крут, значит, не крут вообще». И начинаем ждать от себя невозможных результатов.

Плюс ко всему оценочная система делает нас зависимыми от внешней референции, неспособными сформировать оценочный механизм изнутри. Но это можно (и нужно) сделать во взрослом возрасте. Чтобы не зависеть от того, «кто что скажет» и «кто что подумает».

Мысли вроде «я еще не достаточно экспертен, чтобы идти к руководителю и говорить о дальнейших шагах» или «не буду делать личный блог, потому что мне не о чем сказать» — это отсутствие прочного фундамента самооценки. Когда мы не понимаем, что достигли хорошего для себя результата, когда обесцениваем реальные результаты, когда становимся заложниками сторонней оценки. От всего этого нужно избавляться.

Наконец, существует много предубеждений по поводу возраста. Наш рынок труда пока еще довольно дикий, и возрастная дискриминация в нем действительно присутствует. Есть мнение, что после 40–50 лет строить карьеру и менять что-то уже слишком поздно.

К счастью, в этом вопросе у нас есть рычаг влияния. Попробуйте стать на позицию рекрутера, который, по вашему мнению, может отказать вам из-за возраста, и подумайте, чего именно он опасается. И заранее отработайте это возражение.

Ведь возраст — не проблема сама по себе. Обычно рекрутеры думают, что кандидаты 50+ стали косными, неадаптивными, негибкими, не знакомы с технологиями, не знают трендов рынка. Ваша задача — еще на этапе резюме показать, что это не так.

Какие навыки важно развивать

В построении карьеры на первое место я поставила бы коммуникативные навыки. Несмотря на стремительное развитие технологий, умение общаться с людьми остается ключевой компетенцией. Грамотная коммуникация позволяет выстраивать здоровые отношения с коллегами как по горизонтали, так и по вертикали, вне зависимости от их уровня в компании. Это и построение границ, и навыки презентации и ведения переговоров — в том числе о деньгах.

Последнее, к слову, — зона большого чувства стыда для большинства из тех, кто вырос на постсоветском пространстве. Нас учили, что деньги — это плохо. И часто мы не можем договариваться ни с подрядчиками, ни с клиентами, потому что постоянно чего-то стесняемся. Нам неудобно просить, мы начинаем додумывать, и от этого возникает много проблем.

Важный навык — это эмоциональный интеллект. Умение понимать, что чувствуют другие люди и ты сам. Это то, что хромает у большинства из нас, потому что в нашем детстве на этом не было фокуса, важнее было выжить, а не разобраться в своих чувствах. Поэтому эмоциональный интеллект надо «доращивать» во взрослом возрасте.

Еще один навык — умение наращивать свою видимость. Часто мы сидим в бункере и считаем, что, если мы будем уникальным специалистом, нас заметят, к нам будут приходить, считать экспертом. Но вероятность этого очень низкая.

Кроме того, многие не умеют связывать свои действия с результатом. Тогда как важно ежедневно ставить себе тактические цели, которые ведут к результату. Почему у многих людей плохое резюме? Не потому, что они непрофессионалы и ничего не делали на работе. Они просто не связывали то, что делают, с конкретными результатами для бизнеса. Часто человек не задается вопросом: «А что вообще я делаю? Кому это нужно?»

Подумайте: если завтра вы встретите в лифте гендиректора, что вы сможете рассказать ему про свою деятельность? Если не мыслить в этой парадигме и не ставить себе каждый год внятные профессиональные цели, то можно очень быстро перестать понимать, что делаешь. И начать обрастать лишними задачами.

На самом деле можно получить от своего руководителя все, что угодно, если в совершенстве овладеть рычагом мышления через бизнес. Но многие сотрудники считают, что начальник главный, связывают его с родительской фигурой, ждут, что он придет и расскажет, кто и что будет делать. Из зависимой позиции сложно что-то менять.

Все, что я перечислила, — примеры soft skills, мягких навыков. Они не про то, «что я делаю», а про то, «как я делаю». Потому что мало просто создавать гениальные продукты и писать гениальные отчеты — в конечном итоге на карьеру влияет то, насколько хорошие отношения выстроены в коллективе, сколько человек в компании вас знает, сколько людей считают вас ролевой моделью, как вы себя подаете и насколько умеете убеждать. Если я не могу никому доказать, что мою идею нужно взять в работу, компания может потерять деньги. Тогда что толку в моем опыте?

О работе на себя

Тренд уходить из офиса и работать на себя появился не просто так. Во многом этому способствовало развитие социальных сетей как инструментов социального лифта. Когда любой тиктокер из провинциального городка может стать суперзвездой за пару месяцев.

На этой волне появилось большое количество курсов и псевдоспециалистов, которые предлагают обучить новым профессиям, позволяющим работать на фрилансе. Обычно это привлекает людей, которые устали, фрустрированы и готовы поверить во что угодно, лишь бы начать что-то менять в жизни.

Но нужно реалистично смотреть на вещи: работа в офисе или работа на себя — это всего лишь вопрос формата. Вокруг своего бизнеса есть много когнитивных искажений. Не проработав их, человек рискует сильно разочароваться. Например, если он считает, что это огромная свобода. Первые годы в бизнесе ты вообще не живешь, ты работаешь 24/7, и все остальные сферы жизни просто умирают.

Кроме того, люди часто уходят в свое дело, потому что думают, что там не будет неприятных людей, токсичных начальников. Что никто не будет говорить им, что делать. Но в бизнесе будут клиенты — а это порой куда хуже, чем начальники. Если в корпоративной карьере вы не смогли выработать навыки построения границ, ненасильственной коммуникации, умение убеждать других людей, то как вы будете делать свой бизнес?

Когда начинаешь разбирать причины ухода, выясняется, что для большинства людей свой бизнес — это про удаленную работу. Про то, что не надо ездить в офис, зависеть от графика. В этом плане пандемия сделала нам подарок, нормализовав удаленку. Можно найти очень много таких предложений — или договориться на удаленную работу в своей компании.

В общем, перед тем, как уходить в свой бизнес, проанализируйте все свои «хочу» и все, что вас не устраивает, ищите конкретные причины — и только потом делайте выводы.

Напоследок хочется сказать одно: нет идеальных работ, как нет идеальных стран. Все подходит конкретному человеку. Карьера — не всегда движение по вертикали. Это история про самореализацию и движение. Когда понимаешь, что работа — твой личный проект. Когда перестаешь относиться к ней как к обязанности, как к кандалам, которые надо тащить за собой. Когда начинаешь кайфовать в процессе — значит, это она, работа по любви.