Кто такой арт-директор? Дизайнер? Менеджер? Все вместе! Профессия арт-директора в России появилась сравнительно недавно, еще в середине 90-х годов о ней и слышать не слышали, а в 2000-х мнения сильно разнились о том, чем же он должен заниматься. Но и сейчас обязанности арт-директора могут сильно варьироваться в зависимости от сферы и конкретной компании. Какими качествами и навыками должен обладать арт-директор, как дорасти до этой должности? О трудностях и радостях своей работы рассказала Лилу Рами, арт-директор детского издательства Clever.

Чем занимается арт-директор?

Если говорить простыми словами, я и руководитель, и дизайнер в одном лице. Я отвечаю буквально за все, что связано с внешним обликом издательства: от книг до офиса, от рекламного баннера до оформления фирменного розничного и интернет-магазина. Конечно, я не одна этим занимаюсь, со мной работает команда талантливых дизайнеров и верстальщиков.

По каждому проекту я согласовываю макет, художника, эскизы, финальные иллюстрации и, естественно, обложку. От того, как выглядит книга, зависит найдет ли она своего читателя или так и останется на полках магазинов.

Как стать арт-директором?

В России нет образовательного стандарта для арт-директоров, как и специального высшего образования. Чаще в эту профессию приходят выпускники художественных и творческих вузов, изучавшие графический дизайн. Лучше всего начать карьеру с должности дизайнера и постепенно набираться опыта. Но не каждый хороший дизайнер станет хорошим арт-директором. Эта должность требует особых навыков: умения анализировать рынок, управлять персоналом, опыта ведения проектов и их реализации, контроля дедлайнов внутри большого коллектива.

Главный вопрос, который я задаю дизайнеру, мечтающему стать арт-директором, готов ли он пожертвовать большей частью творческой работы в пользу управления, технических заданий и изучения рынка?

Многим кажется, что арт-директор — это художник в берете, который полдня пьет кофе, а полдня что-то рисует. В реальности же арт-директор может целый день выяснять, какие есть возможности у типографии, отсматривать образцы бумаги, фольги, вносить правки в работы дизайнеров или в мыле бегать по книжным магазинам, изучая конкурентов — не стали ли они копировать стиль издательства и не пора ли что-то кардинально менять.

Свой путь я начинала с должности младшего сотрудника: в 2006-м году меня приняли верстальщицей на работу в издательство Gameland, я вносила корректорские и редакторские правки, готовила файлы к печати. Через пару лет меня повысили до дизайнера, а уже в 2010 году я стала арт-директором журнала TotalFootball. Работа в периодике очень сильно прокачала мои навыки, я стала технически подкована, могла экспериментировать с дизайном и научилась дедлайнам, потому что, если не сдать журнал вовремя, он уже не выйдет.

В 2011-м году решила сменить направление и ушла в детское издательство Clever, где работаю арт-директором и по сей день.

Плюсы и минусы в работе арт-директора

Плюсы: это востребованная и престижная работа, которая позволяет реализовать творческий и управленческий потенциал. Нет рутины — каждая книга разная, требует индивидуального подхода, появляются новые направления, к тому же, со временем меняются тенденции в мире дизайна, поэтому иногда мы меняем обложку на допечатках.

Первые лет 6 в издательстве я делала только детские книги, но компания растет, развивается, и теперь я занимаюсь еще и литературой для родителей и направлением Young Adult (художественные романы для подростков). Скучать точно некогда.

Но есть и минусы. В первую очередь, это колоссальная ответственность за результат. Не вся работа творческая, ведь арт-директор — это еще и управленец, которому важно знать про авторское право, маркетинг, производство и быть в курсе ситуации на книжном рынке.

Как не выгореть, когда столько обязанностей и ответственности?

Искать новые точки для развития. Я впервые почувствовала, что что-то не так, когда у меня значительно выросла команда, творчества стало значительно меньше. К счастью, я смогла найти баланс, забрав себе полностью направление Young Adult в издательстве. Это не значит, что я не делаю детские книги, но, сместив фокус с детских книг, стала учиться новому. Обложка для младшей школы и обложка для молодежи — разные миры.

5 советов тем, кто мечтает о профессии арт-директора

  1. Тренируйте свою насмотренность
    Изучайте сайты иностранных издательств, профили и портфолио иллюстраторов, книги конкурентов, ходите на выставки, следите за тенденциями в моде и мире искусства.

  2. Учитесь
    Не останавливайтесь только на знаниях фотошопа, арт-директор должен уметь все — и сверстать, и фото обработать и файлы к печати подготовить.

  3. Тренируйтесь работать в команде
    Арт-директор в первую очередь лидер и командный игрок, его успех зависит от успеха команды, и в то же время верно обратное — сильный руководитель обеспечивает максимально качественный продукт.

  4. Ответьте себе на вопрос, чего вы ждете от профессии арт-директора
    Готовы ли заниматься не только творчеством? Сможете ли вы отказаться от львиной доли работы «руками» в пользу управленческих обязанностей?

  5. Ну, и последнее: верьте в себя, и все получится!