Порой нам приходится договариваться с людьми с противоположным мнением. При этом мы не готовы отказываться от своей идеи и соглашаться на то, что предлагает собеседник. Как вести себя в напряженных спорах? Нужно ли искать компромиссы? И как грамотно выстроить аргументы? Делимся 8 советами.

Это самый первый этап любой коммуникации — в ином случае она будет неэффективной и вы потратите время и нервы впустую. Возможно, вы хотите обменяться мнениями и узнать позицию другого человека — это тоже может быть целью. Тогда диалог стоит завершить на том моменте, когда вы получили интересующую вас информацию. Не ставьте перед собой задачу переубедить кого-либо: выскажите свое мнение, приведите аргументы и позвольте человеку самому решить, соглашаться с вами или нет.

Сначала нужно объяснить рациональный довод, апеллируя к логике, знаниям, здравому смыслу, а потом подкрепить его с помощью эмоциональной картинки вместо сухого примера. Если сделать наоборот, то картинка перекроет последующее объяснение. По такой схеме советует действовать эксперт по развитию критического мышления, автор книги «Аргументируй это! Как убедить кого угодно в чем угодно» Никита Непряхин.

Постарайтесь понять логику вашего собеседника. Какие аргументы он приводит? Как они между собой соотносятся? Есть ли противоречия? Эти наблюдения вам нужны, чтобы привести потом контраргументы.

Так вы можете оценить некоторую «степень несогласия». Возможно, ваш собеседник категоричен, тогда высока вероятность, что диалог зайдет в тупик. И так же вероятно, что человек готов рассмотреть и другие позиции, но ему недостаточно информации для того, чтобы их принять и понять.

Возможно, так вы найдете некоторые точки соприкосновения — или же, наоборот, согласитесь в «несогласии». Например, вы обсудите позицию, которая неприемлема ни для вас, ни для собеседника, и уже найдете что-то общее.

При этом постарайтесь предвосхитить контраргументы собеседника. Подумайте, с чем он может не согласиться, и используйте возражения ему в качестве своих аргументов.

«Эффект края» — психологический феномен, который заключается в том, что лучше всего запоминаются элементы, находящиеся в начале и в конце информационного сообщения. Резюмирование своих аргументов — удачное завершение речи. Так собеседник сможет снова переосмыслить новую информацию.

Если вы понимаете, что собеседник не хочет вас слушать и понимать, лучше завершить диалог. Вспомните, о чем мы говорили в самом начале: важно предоставить человеку выбор и не навязывать свою точку зрения.