Принимаемые нами решения могут быть разного масштаба: от покупки продуктов в магазине до поступления и переезда. И за каждым шагом стоит проблема выбора, который иногда дается непросто. Мешают этому установки из детства, когнитивные искажения, навязанные мнения, нежелание нести ответственность — и это далеко не все. Вместе с тьюторами ТюмГУ объясняем, почему нам сложно делать выбор, как этот навык влияет на процесс получения образования, и даем рекомендации о том, как принимать решения чуть легче.

Алина Толкунова

Тьютор Центра тьюторского сопровождения ТюмГУ

Андрей Русаков

Руководитель Центра тьюторского сопровождения ТюмГУ

Почему нам сложно делать выбор

Стремление окрашивать мир в черный и белый

Дихотомическое мышление предполагает, что человек воспринимает мир черно-белым и оценивает происходящее с точки зрения «хорошо» или «плохо». Подобная установка мешает в процессе принятия решений, которые воспринимаются только как «правильные» или «неправильные». Из-за этого любая ситуация, где нужно делать выбор, кажется мучительной.

Андрей: «Почему мы вообще думаем, что есть выбор правильный и неправильный? Если мы посмотрим интервью или автобиографии, в которых человек рассказывает о своем пути, то увидим, что его жизнь состоит из разнообразного опыта».

Невозможность делать выбор в детстве

«Культура выбора формируется с детства. Однако чаще всего либо ребенка лишают выбора вовсе, либо дают попробовать все конфеты. И тогда он не учится выбирать, а просто берет все сразу», — говорит Андрей. За ребенка в большей степени решают родители, а в школе — учителя. Так он привыкает к тому, что ему не нужно самостоятельно анализировать ситуацию, продумывать последствия выбора, а главное — учиться брать за него ответственность.

Человек нередко подвергается эффекту «подражание большинству». Это форма группового мышления, которая проявляется в том, что популярность убеждений увеличивается по мере того как их принимает все больше людей. Например, если в окружении становится популярной идея о gap year, то выпускник может принять решение не поступать после окончания школы неосознанно. И наоборот. Идея о gap year в группе, где большинство идут сразу в университет, покажется чуждой.

Алина: «Живя в обществе, мы никогда не сможем понять, где истинно наше, а где — общественное. Но минимизировать это влияние можно, во-первых, банальными вопросами „А что мое?“, „Правда ли мне это нравится?“. Честность, искренность с собой, глубина вопроса, культура внутреннего диалога — это помогает».

Нежелание нести ответственность

Андрей: «Со словом „ответственность“ рождаются какие-то негативные ассоциации. У нас складывается ощущение, что это нечто тяжелое. Так отчасти и бывает. Нам тяжело нести ответственность за тот выбор, который мы делаем, и впоследствии — за результат. Но на самом деле понимание, что ты несешь ответственность за свою жизнь, дает большой ресурс, позволяет чувствовать, что ты управляешь своим движением».

Проблема выбора в процессе обучения

В системе индивидуализации обучения с проблемой выбора регулярно сталкивается каждый студент. Ему нужно определиться с основным треком, дополнительными курсами и активностями. В ТюмГУ в этом процессе помогает тьютор.

Андрей: «Задача тьютора — сделать так, чтобы тьюторант мог выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут, а именно понять, для чего он ему нужен, как он устроен, из чего состоит, к чему он его ведет, какие результаты будут получены.

Есть несколько кластеров запросов. Обычно в самом начале студенты сомневаются: „А то ли я выбрал?“ Чуть позже появляются запросы, связанные с выбором деятельности. И это не только про то, чем человек хочет заниматься в образовательном пространстве, это и про различные студенческие активности. Есть запросы, связанные с выбором образовательных треков, и на протяжении всего пути обучения у студента периодически происходит так называемая рефлексивная пересборка. Студент размышляет: „Там ли я нахожусь? Тому ли я учусь?“ И это абсолютно нормально».

С проблемой выбора можно столкнуться и в процессе онлайн-обучения. Во-первых, нужно определиться с сервисом, во-вторых, выделить подходящие для себя форматы, инструменты обучения. Даже после того, как вы выберете путь, у вас по-прежнему могут возникнуть вопрос «Тем ли я занимаюсь?». Периодически нужно сверяться с тем, какая у вас цель, помогают ли выбранные инструменты достичь ее. Цель может измениться, и тогда траекторию развития стоит скорректировать. При этом, как утверждают тьюторы ТюмГУ, понять, что тебе что-либо не подходит, — нормально, это не стоит расценивать как необратимую ошибку.

Как научиться делать выбор

Задавать себе вопросы и отвечать на них честно и конкретно

Правильно заданные вопросы помогут поставить цель и построить план для ее достижения. «Нужно сначала понять, какая у вас предметная цель. Потом обозначить: а почему именно этот результат для меня важен?» — советует Алина Толкунова.

Формулировки цели должны быть точными — вспомните метод SMART (SMART — метод постановки конкретных и измеримых целей, который позволяет структурировать данные, отслеживать динамику и достигать плановых показателей). Если же цель будет звучать как «знать английский», то и путь к ней будет размытым. Если же вы обозначите его как «повысить английский до уровня C1 за год, чтобы работать в международной компании», то и траектория станет более ясной. Например, в процессе обучения вам нужно сфокусироваться на бизнес-английском, а также стоит научиться составлять CV.

После того как вы поймете значимость поставленной цели, четко сформулируете ее, можно приступать к выбору инструментов для ее достижения. Спросите себя: как я могу получить желаемое? с помощью каких инструментов, каких ресурсов? что у меня есть уже сейчас, а что нужно добрать извне? где это взять? Формулируйте ответы точно, чтобы определить конкретные действия. Именно благодаря формированию четкой картинки вашей траектории страх перед неизвестностью пропадает.

Даже после того, как вы поставили цель, разработали подробный план ее достижения, нужно продолжить задавать себе следующие вопросы: актуальна ли поставленная цель? она по-прежнему значима для меня? помогают ли выбранные инструменты достичь ее?

Алина: «Иногда где-то в середине или даже в начале пути мы можем понять, что на самом деле первоначальная цель уже не радует. И это нормально. Тогда нужно корректировать траекторию».

Разрешить себе ошибаться и меняться

Как мы говорили ранее, именно страх ошибиться мешает нам двигаться дальше и свободно выбирать. Во-первых, допустите, что выбор не может быть «правильным» или «неправильным». Выбор — это один из возможных сценариев. Перечислите конкретные преимущества и недостатки каждого из решений. Так вы увидите наиболее оптимальный для себя путь и наглядно убедитесь, что везде есть свои плюсы и минусы.

В процессе обучения можно менять свою траекторию многократно. В ТюмГУ разработана система ИОТ, где в безопасной среде студенты пробуют новое и постоянно делают новые выборы. 86% учащихся учатся по уникальной траектории, которая не повторяются у других. Из последствий развития такой модели — сокращение переходов в другие университеты на 34% и уменьшение случаев отчисления на 12% и 21% на естественных и гуманитарных науках соответственно.

Во-вторых, разрешите себе ошибаться в процессе развития. За ошибками следует не наказание, а вознаграждение в виде нового опыта, навыков и возможностей. Важно осмыслить полученный опыт: что не удалось? почему? что я в следующий раз могу сделать иначе?

Например, проект оказался неудачным, значит, можно переосмыслить его стратегию. И найти новые способы реализации.

Сопоставить желаемое и необходимое

Иногда человек бросается из крайности в крайность: либо придумывает большую не реализуемую в нынешних обстоятельствах мечту, либо совершенно забывает о своих истинных желаниях. В процессе выбора важно найти точки соприкосновения между «хочу» и «надо». Например, если в настоящих условиях невозможно достичь какой-то цели в ближайшее время, ее можно либо отложить, либо разделить на части и сделать хотя бы первый шаг к микроцели.

В психологии существует концепция «Взрослый — Родитель — Ребенок». Согласно ей, человек в каждый момент времени находится в одной из этих позиций.

Алина: «Ребенок постоянно чего-то хочет, а Родителю всегда что-то надо. На этом стыке есть Взрослый, который удовлетворяет и то и другое. И в процессе выбора мы должны угодить и Ребенку с его желаниями, и Родителю, потому что есть какие-то общественные рамки, обязательства. Взрослый может удовлетворить обе стороны. Он не критикует, не запрещает и говорит: „Смотри, ты этого хочешь. У нас есть такие-то ресурсы, давай найдем какой-то баланс. Как мы можем сделать вот это, учитывая то, что у нас есть столько-то сил и времени?“

Другой вопрос — как компилировать все эти позиции, как между ними переключаться и не позволить им руководить вами. Иногда действительно можно просто быть Ребенком и помечтать, подумать, чего я хочу. А когда понимаешь, что нужен контакт с Родителем и Взрослым, можно включать такое поведение или вопросы от себя и уже из этой позиции выбирать».

Есть еще одна популярная коучинговая техника, сопоставимая с описанной выше, —«Мечтатель, Реалист, Критик».

Андрей: «Мечтатель-Ребенок и Критик-Родитель друг с другом вообще не должны общаться. Им лучше взаимодействовать через Взрослого-Реалиста. А если они начинают друг с другом общаться, то либо Родитель задавит Ребенка и ты будешь следовать навязанному мнению, либо ты сегодня будешь ничего не делать и наслаждаться жизнью, а завтра начнутся трудности, потому что ты не оценил ситуацию».

Для того чтобы разрешить конфликт между родителем и ребенком, лучше четко определить свои желания, выписать их, обозначить барьеры, мешающие их реализации, и адаптировать под реальность. Например, ваш внутренний ребенок мечтал стать актером, но в итоге вы сидите в офисе с 9 до 6 и никакой сцены не предвидится. Если желание все еще актуально, подумайте, как вы можете начать его реализовывать. Не обязательно бросать работу и уходить в никуда. Ваше увлечение может стать дополнением к основной деятельности. Например, вы начнете ходить на дополнительные курсы по актерскому мастерству, в свободное время начнете участвовать в различных съемках в массовке или на второстепенных позициях. Так вы постепенно приземлите давнюю мечту и в то же время начнете ее реализовывать.

Обратиться за помощью к тьютору или психологу

В процессе получения образования можно обратиться к тьютору, в карьере — к опытному коучу или коллеге, а в решении других жизненных задач поможет психолог. Специалисты не примут решение за вас, однако они смогут направить и помогут увидеть ваши истинные желания благодаря специальным техникам.

Алина: «Когда мы сталкиваемся со сложным выбором, нам трудно принимать решение в том числе и потому, что нас ограничивают наши убеждения, установки или страхи. Специалисты поддерживающих профессий позволяют увидеть все ограничивающие факторы, преодолеть сопротивление и взять на себя ответственность за результат».

Мир не стоит на месте, и образование развивается вместе с ним. Актуальные тенденции в российском высшем образовании мы рассматриваем в спецпроекте «Образовательный навигатор» совместно с ТюмГУ.