Онлайн-обучение — одинокий процесс, в котором многое приходится организовывать самостоятельно. Учащиеся меньше взаимодействуют с сокурсниками, преподавателями, наставниками, сами распределяют нагрузку, обустраивают физическое пространство для занятий. Рассказываем о 8 ошибках, которые мы совершаем в процессе онлайн-обучения.

С очередным порывом «начать новую жизнь с понедельника» мы записываемся на несколько курсов сразу в надежде пройти их все. Надежды чаще всего рушатся. Согласно исследованию российского рынка онлайн-образования, которое провел проект «Барометр», до конца программ в среднем доходят всего 59% студентов. Происходит это по разным причинам, которые могут быть связаны как с самими курсами, так и с мотивацией учащихся, а также их способностью организовать обучение. Перед тем как записываться на курс, стоит поставить цель обучения и помнить о ней на протяжении курса.

На современных образовательных онлайн-платформах есть функции отслеживания прогресса, систематизации материалов, тестирования и много других. Но все же это не отменяет необходимости организовывать процесс обучения самостоятельно. А для этого нужно выстроить комфортное для себя расписание, определить частоту занятий, периодически расширять знания по изучаемой теме и черпать информацию из других источников.

Сообщество, контакт с группой и с преподавателями вне лекций — эти факторы поддерживают студентов. И их во время онлайн-обучения учащиеся практически лишаются. Тем не менее есть возможность для онлайн-общения с единомышленниками и наставниками в чатах. Вы можете сказать, с какими проблемами сталкиваетесь, и найти пути решения вместе с другими.

Обучаясь в онлайн-формате, мы практически не ведем конспекты, так как все образовательные материалы чаще хранятся прямо на платформе. Однако конспектирование, построение майнд-мэпов и ведение других записей помогает не просто сохранить информацию, но и переосмыслить ее и запомнить. Можно также использовать метод one-minute paper: сразу после лекции засечь минуту и записать по памяти все важные тезисы.

Многозадачность — миф. Слушая в наушниках лекцию и параллельно занимаясь другими делами, мы обманываем себя же. На самом деле наше внимание распыляется, что негативно влияет на восприятие информации.

Для более эффективного обучения нужно постоянно расширять знания по теме и выходить за рамки платформ, обращаясь к другим ресурсам — фильмам, книгам, статьям.

Несмотря на все удобства, обучение «под одеялом» или в любом другом нерабочем месте может слишком расслабить. Для соблюдения work-life balance стоит разграничивать физическое пространство на зоны для отдыха и для работы и обучения. Это помогает настроиться на занятия и быть более сконцентрированным.

В течение недели мы можем отложить выполнение домашних заданий, чтение и другие задачи по обучению на выходные в надежде разом все выучить. Однако наша память так не работает — вы можете столкнуться с информационной перегрузкой, и активность снизится. Сила маленьких шагов заключается в том, чтобы регулярно, хоть и в небольших объемах, выполнять какие-то упражнения, задачи по обучению. Для эффективного усвоения информации можно использовать технику интервального повторения: запоминать материал по определенным нарастающим интервалам. Американские исследователи памяти журналист Боб Салливан и математик Хью Томпсон предлагают следующий алгоритм повторений: 5 секунд — 25 секунд — 2 минуты — 10 минут — 1 час — 5 часов — 5 суток — 25 дней — 4 месяца.