Иногда хочется простого человеческого: включить грустную музыку, упасть на диван и с удвоенной страстью обнимать ведро мороженого, воспроизводя легендарную сцену из «Дневника Бриджит Джонс». Многие люди, когда им грустно, отказываются слушать грустную музыку, чтобы не чувствовать себя еще хуже, но недавние исследования доказали, что, вообще-то, грустные песни дают обратный эффект и помогают лучше переживать стресс. Рассказываем, как это работает.

К этому выводу пришли ученые из Университета Иллинойса, которые исследовали механизмы восприятия музыки с помощью анкет, а также технологии МРТ. Как выяснилось, грустная музыка задействует различные отделы памяти, в том числе эпизодическую, а также память, связанную с тактильными ощущениями.

К этому выводу пришли ученые, анализировавшие эволюцию эмоций и музыки. Ученые выяснили, что люди способны «декодировать» музыкальные произведения с помощью тех же отделов мозга, которые задействуются в распознавании речи, а именно тональности, громкости и темпа, то есть тех невербальных сигналов, которые задают настроение коммуникации.

К этому выводу пришли авторы статьи японского журнала образовательной психологии. Участникам двух экспериментов предлагали послушать грустную музыку, и после прослушивания отмечалось, что, какими бы подавленными респонденты ни чувствовали себя в начале, после музыкальной сессии они чувствовали себя лучше.

Это выяснили ученые Сирша Финн и Дейзи Фанкорт, которые провели систематический анализ исследований о биологическом воздействии музыки на человеческий организм. Основным маркером, доказывающим успокаивающее действие грустной музыки, было снижение уровня кортизола и глюкозы в крови слушателей.

Хотя большинство исследований музыкальной терапии в случаях депрессии действительно отмечают улучшение клинической картины, Аннемике ван дер Тол из Монтфортского университета отмечает, что у пациентов с депрессией прослушивание музыки может приводить к ухудшению состояния, но это зависит от индивидуальных особенностей и опыта.

Но это далеко не все преимущества пения. Хоровое пение применяется в групповой терапии депрессии, а запоминание текстов песен развивает память, помогает строить новые нейронные связи, развивает нейропластичность мозга и благодаря этому помогает снизить риск развития деменции.