В мышлении каждого человека присутствуют когнитивные искажения, которые могут существенно (или не очень) усложнять ему жизнь. Эффект IKEA — одно из таких искажений. Разбираемся, почему во власти этого феномена мы начинаем любить хэндмейд, как это используется маркетологами и какую выгоду из этого можно извлечь для себя.
Что такое эффект IKEA
Эффект IKEA — это когнитивное искажение, при котором человек выше оценивает результат какой-либо деятельности, если он принимал в ней непосредственное участие. Самым ярким примером работы этого искажения в повседневной жизни является сборка мебели знаменитого шведского бренда IKEA.
Исследованием этого эффекта занимался профессор Гарварда Майкл Нортон. Он провел серию экспериментов с участием добровольцев, чтобы выяснить, как люди оценивают результаты своей полупрофессиональной деятельности в сравнении с результатами работы профессионалов в том же поле. В одном из экспериментов Нортон предложил волонтерам и профессиональным сборщикам собирать мебель IKEA, а затем спрашивал, как добровольцы оценивают результат своей и чужой работы в денежном эквиваленте и за какую мебель они готовы заплатить больше. В результате респонденты готовы были отдать больше денег за ту мебель, которую они полностью собрали сами. За мебель, которую участники собрали сами лишь частично, были готовы отдать меньше денег, а за уже полностью собранную мебель — еще меньше.
Во время еще одного эксперимента в рамках этого исследования группа людей делала сложные оригами, а потом должна была оценить стоимость своей работы в сравнении с такой же от профессионалов. В итоге оказалось, что за свою работу участники эксперимента готовы заплатить столько же, сколько и за работу профессионалов. Результат остался прежним даже во время демонстрации любительских и профессиональных работ одновременно группе любителей. Затем была приглашена вторая — контрольная — группа добровольцев для оценки тех же самых оригами, но им не сказали, чьи работы представлены. В этой части эксперимента выше оценили работу профессионалов.
Эти эксперименты подтвердили, что собственный труд придает дополнительную ценность вещи или процессу. Причем неважно, какого качества получилась итоговая работа. При наличии видимого и ощутимого результата эффект в любом случае усиливается.
Готовностью людей больше платить за
Может ли эффект IKEA не работать
Эффект IKEA не является абсолютным. Он работает только в тех случаях, когда результат работы является видимым и хотя бы немного соответствует ожиданиям индивида. В контексте шкафа это может варьироваться от «Не кривой — и ладно» до «Похож на образец — и отлично». В случае, если ожидания не оправдываются, эффект теряет свою силу.
Этот феномен идет под ручку с другим когнитивным искажением — «ловушкой утопленных затрат». В рамках этого искажения человек не может отказаться от совершенно провальной идеи или проекта, потому что в него уже было вложено много труда, времени и ресурсов. Это часто сопровождается «синдромом непринятия чужой разработки», который бывает даже частью внутренней корпоративной культуры, когда компании намеренно отказываются от запчастей или разработок, созданных не ими.
Чем полезен эффект IKEA
Эффект IKEA может стать помощником, если вы решили стать просьюмером и научиться делать что-то своими руками, сепарироваться от родителей, начать больше верить в себя или просто преуспеть в
Комментарии
Комментировать