Давным-давно Гераклит сказал: «Единственная константа — это перемены». Прошли тысячелетия, но его цитата по-прежнему актуальна. Сейчас перед образованием стоят амбициозные вызовы, которые связаны с изменением внешнего контекста, а значит — с изменением запросов и требований аудитории. Как подстраиваться под эти изменения? Как придумывать действительно работающие идеи для образовательных продуктов? Розалия Кириллова, старший методист в IKRA Group, делится своим опытом в статье.

Розалия Кириллова

Старший методист в IKRA Group. CRAFT-эксперт в области образования. Разрабатывала программы обучения для VK, Ozon, PepsiCo, Яндекс, JTI, Chanel, Tele 2 и т.д. Со-создатель карточек синтеза креативных методик.

Генерируем идеи: структура процесса

Любая инновация начинается с идеи, а идея рождается в творческом процессе. Существует много разных креативных методологий, каждая из которых работает на конкретную задачу. Но у них есть кое-что общее — этапы придумывания идеи: исследование аудитории, фокусировка, генерация и фильтрация. Поговорим о них подробнее.

Исследование аудитории

Чтобы создавать востребованные и полезные образовательные продукты, нужно знать свою целевую аудиторию, ее особенности и запросы. На этапе исследования мы собираем данные о ней: выявляем потребности людей, их мотивы и барьеры.

Определять запросы аудитории можно разными способами. Один из самых надежных — глубинные интервью. Звучит логично: хочешь узнать о людях — спроси у них самих. А зафиксировать самую важную информацию вам поможет карта эмпатии.

Карта эмпатии позволяет визуализировать особенности и потребности целевой аудитории. Алгоритм работы с ней довольно прост:

  1. Определите вашу целевую аудиторию, договоритесь о встрече или созвоне с ее представителями и проведите глубинные интервью.

  2. Нарисуйте в центре круг и зафиксируйте характеристики, олицетворяющие собирательный образ вашей ЦА. Можно присвоить этому образу имя и возраст, например.

  3. Заполните внешние блоки: «Что видит?», «Что говорит и делает?», «Что слышит?», «Что думает и чувствует?»

  4. Далее заполните внутренние блоки — боли и мотивы.

Разберем на примере. Анна хочет создать продукт, который помог бы людям находить и реализовывать классные образовательные идеи. Она верит, что таким образом может повлиять на развитие образования, ведь благодаря ее проекту появится много качественных и полезных продуктов.

Анна определила свою ЦА и провела глубинные интервью. Поговорив с несколькими людьми, она пришла к выводу, что у всех более или менее схожие боли и потребности. Оказалось, что многие не умеют доносить ценность своей идеи до инвесторов и привлекать дополнительное финансирование.

Фокусировка

Исследование проведено — что же делать дальше? Самое время приступить к анализу выводов. На этапе фокусировки мы формулируем стоящую перед нами задачу. Не думайте о том, как именно ваш продукт будет закрывать потребности аудитории; сейчас нужно лишь сфокусировать внимание на проблеме. Искать решения вы будете на дальнейших этапах. Помните: чем более узкую проблему вы рассматриваете, тем больше качественных решений сможете разработать.

Попробуйте использовать еще один классный инструмент дизайн-мышления — point of view (точка зрения).

Вернемся к нашей героине. У Анны уже заполнена карта эмпатии по результатам глубинных интервью. Теперь она приступает к фокусировке с помощью point of view. Получается вот что: как мы можем помочь начинающим стартаперам привлечь инвестиции для своего образовательного продукта, учитывая, что им сложно упаковать идею для питчинга?

Генерация

Исследование проведено, задача поставлена, команда для брейншторма собрана. Осталось придумать классные идеи! На этапе генерации начинается креатив: мы предлагаем самые разные способы решения поставленной задачи.

Генерация может показаться самым легким этапом, но это далеко не так. Многие брейнштормы не приводят команду к ожидаемому результату или, что еще хуже, могут стать причиной конфликтов. Как организовать обсуждение так, чтобы всем было в удовольствие придумывать идеи и никто не остался в стороне или в обиде? Вот несколько полезных советов:

  1. Держите фокус на поставленной теме. Тут вам поможет задача, сформулированная на предыдущем этапе.

  2. Создайте безопасную среду, в которой нет места критике и негативу.

  3. Не перебивайте и дайте высказаться каждому. Вовлекайте в обсуждение даже тех, кто отсиживается в стороне.

  4. Поощряйте безумства. Главное — количество идей! Отбирать лучшие мы будем на следующем этапе.

  5. Отмечайте хорошее и развивайте идеи друг друга. Избегайте оценки.

  6. Визуализируйте результаты работы, чтобы не потерять идеи. Например, на флипчарте или интерактивной онлайн-доске.

Но что, если на ум приходят только банальные идеи? Тут вам поможет метод исключения — инструмент из латерального мышления. Вы исключаете элемент или элементы из продукта таким образом, чтобы фокус изменил смысл. Как использовать метод:

  1. Сформулируйте задачу.

  2. Сформулируйте фокус.

  3. Используйте метод исключения.

  4. Установите связи.

Вернемся к нашему примеру. Задача уже сформулирована: помочь начинающим стартаперам привлечь инвестиции для своего образовательного продукта, учитывая, что им сложно упаковать идею для питчинга.

Для удобства сократим фокус задачи. Теперь она звучит так: придумать концепцию сервиса, в котором опытные консультанты помогут упаковать идею для питчинга перед инвесторами.

Затем используем метод исключения: попробуем придумать сервис, в котором нет опытных консультантов.

И, наконец, установим связи: в сервисе должен быть автоматический алгоритм упаковки продуктовой идеи в готовую презентацию для питчинга.

Фильтрация

Если брейншторм прошел хорошо, у вас будет много самых разных идей. На этапе фильтрации мы анализируем их и выбираем лучшие по заданным критериям. Как же выбрать ту самую идею, если нам иногда сложно решить, что съесть на завтрак?

На помощь снова приходят инструменты креативных методологий! Есть довольно простая, но классная методика «How Now Wow». Как ей пользоваться:

  1. Разделите флипчарт или любую другую доску на четыре области.

  2. Распределите все идеи по областям.

  3. Выберите лучшие в каждой категории методом голосования.

Вуаля! Теперь вы знаете, как выстроить свой путь от исследования до выбора финальной идеи. А Анна может со спокойной душой приступать к разработке собственного проекта, который поможет тысячам стартаперов получить инвестиции и тем самым сделает образование лучше.

Синтез креативных методик

Мы верим в закон синергии и считаем, что сумма методик намного ценнее любой отдельно взятой ее части. Поэтому мы разработали карты синтеза креативных методик, чтобы вы могли создавать собственные комбинации и последовательности, исходя из актуальных запросов и задач.

Мы собрали для каждого этапа алгоритма основные инструменты из 6 креативных методологий: дизайн-мышление, теория ограничения систем, латеральное мышление, теория решения изобретательских задач, Jobs-to-be-done и CRAFT. В карточках дано не только описание методик, но и алгоритм использования. Вам теперь не нужно тратить время на их поиски.

Креативные методики очень важны для сферы образования. Мы даем каждому человеку и компании шанс стать инноватором — так звучит миссия IKRA Group. Инноваторы — это лишь малая доля тех, кто создает и меняет мир вокруг себя. Мы хотим, чтобы таких людей стало в 10 раз больше, и помогаем нашим студентам и корпоративным клиентам увидеть: придумывать невероятные идеи может каждый.