Как бы нам ни хотелось верить, что окружающие говорят только правду, это, конечно, не так. И не всегда дело в умышленном обмане. Иногда люди не уверены в своих обещаниях, опасаются раскрывать все карты или просто говорят то, что мы хотим от них услышать. Распознать такие «недоговорки» можно, если следить за речью собеседника. О том, на что обращать внимание, Светлана Иванова рассказала в своей книге «Я слышу, что вы думаете на самом деле». А мы подготовили карточки, которые вам помогут.

Я слышу, что вы думаете на самом деле

Светлана Иванова
Издательство Альпина Паблишер

Нам часто кажется, что мы понимаем мотивы и намерения другого человека, но на самом деле это далеко не всегда так. Например, если друг отказал нам в помощи, мы сразу решаем, что он просто не хочет ничего для нас делать. Хотя в действительности он может быть занят или не уверен в своих силах. Такое домысливание легко спутать с анализом подтекста речи собеседника. Чтобы избежать этой ловушки, важно помнить о двух вещах: не пытайтесь поставить себя на чужое место и отделяйте факты от гипотез — то, что человек сделал, от своих домыслов о его мотивах.

Мы часто обращаем внимание только на основной смысл фразы, игнорируя слова, которые кажутся нам «лишними». Но за ними может скрываться важный подтекст. Предположим, коллега на новой работе говорит вам: «Последний месяц мы работаем по этому регламенту». В принципе, вам не так уж важно, сколько времени существует регламент — все равно придется работать по нему. С другой стороны, вы можете уточнить, как выстраивалась работа до, и получить дополнительную (и, возможно, важную) информацию о рабочих процессах.

«Я в принципе неплохой специалист». «Мы, так сказать, лучшие друзья». «Я всего лишь делал свою работу». Если вы слышите что-то подобное, скорее всего, человек не совсем уверен в своих словах или пытается скрыть конкретную проблему. Обратите на это внимание — возможно, лучше уточнить, нет ли здесь каких-то важных нюансов.

Помимо проговорок, оправданий и слов-паразитов, неуверенность может быть выражена глаголами или вводными словами. «Я постараюсь все сделать вовремя». «Может быть, мы встретимся завтра». В таких случаях важно быть внимательным и не перепутать подобные формулировки с обещаниями. Иначе потом вы будете ждать результата — а человек будет уверен, что не должен был ничего делать.

Стилистическая окраска поможет понять, как человек оценивает сказанное им. Оценка может быть нейтральной, положительной или отрицательной. Сравните: «Мне пришлось поехать на другой конец города». «Я поехал на другой конец города». «Я был рад поехать на другой конец города».

Калибровка поможет заметить значимые изменения в речи. Например, если человек все время говорит неуверенно, это может быть чертой характера и не нести никакого дополнительного смысла. А если неуверенность проскакивает лишь в некоторые моменты, на нее уже стоит обратить внимание.

Мы воспринимаем мир по-разному: кто-то видит глобальную картинку, кто-то, напротив, сосредоточен на деталях. Сам по себе тип восприятия не так важен, а вот изменения его проявлений в речи стоит отслеживать. Например, если человек резко переходит от общих формулировок к более конкретным, это может означать, что он подготовился к вопросу и пытается что-то скрыть, либо, в другом контексте, что он хорошо разбирается в вопросе. А если конкретные формулировки сменились общими, возможно, человек пытается импровизировать и не совсем понимает, о чем говорит.

Представьте, что друг говорит вам: «Мне важно доверять близким и чтобы меня не игнорировали». Такая формулировка может указывать на болезненный опыт в прошлом. Заметив ее, вы сможете решить, как продолжить разговор, а еще учесть этот момент на будущее.

Основная задача нашей инструкции — показать, как вы можете получить больше информации от собеседника и составить более объективную картину. Люди не всегда скрывают что-то, чтобы вам навредить или специально ввести вас в заблуждение. Поэтому, выяснив, что человек вам рассказывал не все, не спешите его осуждать — помните о совете №1.