Идея открыть свое дело привлекает многих, но успеха добиваются далеко не все. Часто это связано с неготовностью предпринимателя к реалиям работы на себя. Не получается выстроить процессы с нуля, не хватает денег, сложно найти клиентов или надежных сотрудников. Но к этим и другим вызовам можно подготовиться, если понимать, с чем вы рискуете столкнуться. Вместе с Сергеем Таболиным разбираемся, какими навыками и качествами желательно обладать предпринимателю, чтобы стать успешным.

Сергей Таболин

Директор департамента продуктового маркетинга B2B, Ростелеком

Креативное мышление

На первых этапах вы столкнетесь с вопросом, который во многом определит, какой будет ваша компания. Вопрос звучит так: что и зачем вы собираетесь делать? Иначе говоря, вам нужно будет определить миссию компании и придумать идею продукта.

Миссия компании — это смысл ее существования. Если вы только запускаете собственный проект, попробуйте для начала сформулировать личную миссию. Что у вас хорошо получается? За что вам готовы платить? Как вы можете сделать мир лучше?

Идея продукта дает представление о том, что вы собираетесь делать. Это общая концепция, от которой вы будете отталкиваться в дальнейшем.

Чтобы разработать миссию и концепцию продукта, вам понадобится креативное мышление и умение работать с идеями. Оба эти навыка пригодятся и в дальнейшем — когда вы начнете совершенствовать продукт, выстраивать процессы, адаптироваться к изменениям.

Целеполагание и планирование

Эти навыки помогут определить стратегические цели и этапы их достижения, а также пошагово выстроить рабочие процессы и повседневную рутину. На первых порах вы сможете делегировать не слишком много, поэтому придется планировать и свою работу, и развитие компании, и деятельность ключевых сотрудников. Чтобы оценить, насколько эффективно вы это делаете, установите ключевые метрики — показатели, которых нужно достичь к заданному сроку.

Для постановки целей можно использовать разные методики. Самая известная, конечно, SMART — она определяет принципы, которым должна отвечать ваша цель. Другой вариант — методика OKR. Она помогает выстроить корпоративную культуру таким образом, чтобы сотрудники работали согласованно и двигались в одном направлении.

Финансовая грамотность

Запуская свое дело, помните важную вещь: на первых этапах деньги компании — это ваши личные деньги. Пока бизнес не начнет приносить доход, вы будете вкладывать в него собственные средства, будь то накопления, кредиты, деньги от продажи имущества или что-то еще. Поэтому нужно уметь управлять своими финансами. А именно:

  • знать, на что и сколько вы тратите;

  • планировать свои доходы и расходы;

  • формировать финансовую подушку (и для себя, и для бизнеса);

  • не вкладывать последние деньги в рискованные проекты.

Все эти навыки также пригодятся, когда вы будете искать финансирование для бизнеса. Любому инвестору важно, чтобы его вложения окупились. Понимая, как именно вы будете зарабатывать и на что тратить, вы сможете составить реалистичный финансовый план и привлечь средства.

Кроме базовых принципов финансовой грамотности, попробуйте хотя бы поверхностно разобраться в бухучете. Конечно, вы вряд ли станете заниматься им самостоятельно. Но понимание основ поможет вам подобрать хорошего бухгалтера и оценить его работу.

Освоить нужные навыки можно с помощью бесплатных курсов «Бизнес Драйв Академии», которые разработаны специально для начинающих предпринимателей. В кратких видеоуроках и конспектах эксперты расскажут, как открыть свой бизнес и выстроить основные процессы. И все — без «воды» и сложных терминов!

Коммуникативные навыки и другие soft skills

Любому предпринимателю приходится работать с людьми — как минимум со своими сотрудниками. Поэтому очень важно уметь выстраивать доверительные отношения, разрешать конфликты, доносить нужную информацию, правильно ставить задачи и давать обратную связь.

Перечисленные навыки помогут выстроить коммуникацию с клиентами — начинающий предприниматель занимается и этим тоже. Важно уметь работать с негативными отзывами, разрешать сложные ситуации, общаться с клиентами так, чтобы они захотели обратиться к вам снова. А еще ваш стиль коммуникации будет влиять на tone of voice всей компании, и лучше, чтобы это влияние было позитивным.

У предпринимателя должны быть и другие гибкие навыки, например адаптивность, умение принимать решения, критическое мышление, саморефлексия. В общем, все, что поможет справиться с неопределенностью и нести ответственность не только за свою работу, но и за бизнес.

Продвижение и продажи

Конечно, вы вряд ли будете лично обзванивать клиентов (хотя на первых этапах возможно и такое) или раздавать флаеры на улице. Разбираться в продвижении и продажах нужно в первую очередь для того, чтобы разработать стратегию, подходящую именно вашему продукту. Например:

  • составить портрет аудитории;

  • понять, как вы будете искать клиентов;

  • выбрать каналы продаж и продвижения;

  • решить, как вы будете работать с репутацией;

  • определить принципы выстраивания отношений с клиентами;

  • определить стиль коммуникации бренда;

  • составить УТП.

Как всему этому учиться?

Возможно, некоторые качества и навыки у вас уже есть, но это не значит, что их не надо прокачивать. Даже если вы гуру креативности и управления финансами, лучше подготовиться к тому, как вы будете применять свои умения в бизнесе. Делимся советами, которые вам помогут.

Узнавайте о чужом опыте

Многие предприниматели рассказывают о своих успехах и провалах в интервью, записывают подкасты, участвуют в конференциях. Иногда они выступают как эксперты в образовательных проектах. Так, например, устроены бесплатные курсы «Бизнес Драйв Академии». Эксперты из разных отраслей бизнеса помогают начинающим предпринимателям освоить необходимые навыки, а также рассказывают об основных процессах и этапах создания своей компании.

Определите зоны роста

Подумайте о своих сильных и слабых сторонах. Допустим, вам трудно последовательно идти к цели или планировать свои дела без авралов. Значит, над этим нужно работать в первую очередь. И обязательно зафиксируйте (лучше на бумаге), что именно вы будете делать и как измерять результат.

Практикуйтесь каждый день

Большинство навыков, особенно гибких, полезны не только в бизнесе. Заказать кофе с собой — это уже коммуникация, а запланировать на него деньги — уже финансовая грамотность. Обращайте внимание на то, как вы используете soft skills в повседневной жизни и каких результатов добиваетесь. Тогда адаптировать эти навыки для ведения бизнеса будет проще.

Откажитесь от перфекционизма

Конечно, к запуску бизнеса нужно готовиться, в том числе прокачивая свои навыки. Но здесь не стоит стремиться к идеальному результату. Даже хорошая подготовка не всегда защищает вас от провалов, и предприниматели знают это как никто другой. К тому же, если вы решите действовать, только когда разовьете все soft и hard skills до совершенства, свой бизнес так и останется мечтой. Ведь развиваться можно бесконечно.

Если вы хотите открыть свое дело, но не знаете, с чего начать, — начните с бесплатных курсов «Бизнес Драйв Академии». Это краткие видеоуроки, конспекты с основной информацией и вопросы для закрепления материала. Эксперты из разных отраслей бизнеса делятся опытом и рассказывают, к чему должен быть готов начинающий предприниматель.