В журнале «Personality and Individual Differences» вышла статья международной группы исследователей под руководством профессора Томского государственного университета, зав. лабораторией когнитивных исследований Юлии Ковас об академической мотивации детей. Согласно результатам исследований, отраженным в статье «Why children differ in motivation to learn: Insights from over 13 000 twins from 6 countries», академическая мотивация детей зависит от большого количества индивидуально специфических воздействий среды.

В исследовании принимали участие 13 тысяч близнецов в возрасте от девяти до шестнадцати лет из шести стран мира: России, Великобритании, США, Германии, Японии и Канады. Ученые попытались выяснить, в чем причины различий у детей в мотивации, в том, насколько им нравится учиться или насколько интересен тот или иной школьный предмет — какова степень влияния на это генов или внешней среды.

– Во всех странах, несмотря на социокультурные различия и различия в образовательной среде, результаты оказались очень похожими, — рассказывает Юлия Ковас. — Даже монозиготные близнецы, у которых совершенно совпадает генетический код и которые растут в одной семье, учатся в одном классе, могут сильно отличаться по своей мотивации. Это говорит о том, что существует масса каких-то средовых воздействий, которые не работают на уровне семьи или класса, а индивидуально специфичны. Генетические факторы также вносят вклад в индивидуальные различия в мотивации.

По словам Юлии Ковас, результаты этого исследования помогут по-новому взглянуть на процесс обучения детей.