Эстетический интеллект — в широком смысле это чувство «вкуса» и способности понимать, как достичь эстетического удовольствия в повседневной жизни или же в бизнесе. Это понятие ввела Полин Браун, автор книги «Эстетический интеллект. Как его развивать и использовать в бизнесе и жизни» и преподаватель курса «Бизнес эстетики» в Гарвардской школе бизнеса. Основываясь на ее работе, рассказываем о том, как развивать это чувство прекрасного.

Самые популярные ресурсы — это Pinterest и Behance. На них можно найти работу на любую тему. Кроме того, подпишитесь на аккаунты дизайнеров, художников, архитекторов — тех, кто регулярно выкладывает свои творческие работы. Так, даже пролистывая ленту в социальных сетях, вы будете неосознанно воспринимать и запоминать визуально приятные картинки.

Регулярного просмотра недостаточно — важно собирать, систематизировать работы и анализировать их. Определите критерии, по которым вы будете делать подборки, в зависимости от ваших целей. Возможно вы планируете сделать ремонт в квартире, придумать новый стиль в одежде или же в целом хотите развить так называемый «эстетический интеллект». Можно собирать коллекции по темам, цветам, видам искусства или же его направлениям (барочный, готический, импрессионизм и так далее).

Развитие насмотренности предполагает, что вы постоянно находитесь в визуально приятной обстановке и можете создавать ее сами — причем регулярно. Добавьте приятные детали на свое рабочее место, в спальню, не забывайте и о красивых приемах пищи. Пусть просмотренные вами картинки постепенно переносятся в реальность.

Вводите практику внимательного наблюдения в привычку. Отправляясь на прогулку уберите все отвлекающие факторы — музыку, оповещения и рассматривайте окружающую вас среду. Попробуйте мысленно «фотографировать» какой-то объект Внимательно рассмотрите его, отвернитесь или закройте глаза и попробуйте воспроизвести по памяти в деталях.

Примеры плохого дизайна могут быть полезны на практике. Неудачная реклама, интерфейс, интерьер — все это формирует визуальный опыт и помогает понять, как делать не стоит. Можно выполнить упражнение «хорошо, плохо, удивительно». По этим трем группам распределяйте произведения искусства, интерьеры, архитектурные работы. Подумайте, как из «плохого» можно сделать «хорошее» или удивительное.

Сделав скриншот какой-то сцены, проанализируйте ее на рациональном, эмоциональном и визуальном уровнях. Первое — что происходит, кто и где изображен и для чего. Второе — какие чувства вызывает у вас эта картинка. Третье — какие объекты в этой сцене вам кажутся привлекательными, а какие — наоборот. После этого определите, как связаны эмоции и визуальные элементы. Возможно, какой-то цвет вызывает у вас раздражение, а острый предмет — тревогу, или же что-то вас в этом кадре успокаивает.

Основная задача — постоянно думать над улучшениями своей повседневной среды. Например, можно иначе оформить свой таск-менеджер, записную книжку, рабочий стол или же завтрак. Обратите внимание на место вашего коллеги — возможно, вы предложите как-то украсить его?