Вот уже больше 10 лет в российском медиапространстве говорят о проблеме клипового мышления, из-за которого человек привыкает к короткоформатному контенту и утрачивает возможность воспринимать большие объемы информации. Однако ученые за пределами России доказали, что клипового мышления не существует, а его «симптомы» — признаки цифровизации. Разбираемся, что же принимают за клиповое мышление и что делать тем, кто считает, что у них этот формат мышления все же есть.

Кто придумал клиповое мышление?

Клиповое мышление — довольно распространенный культурный и психологический миф. По мнению тех, кто в него верит, человек с таким типом мышления не способен воспринимать большие объемы информации, у него плохо развита память, так что — если утрировать — его пределом медиапотребления становятся 15-секундные ролики в TikTok и тексты длиной в 280 символов.

Идею клипового мышления описал в одноименной колонке «Литературной газеты» в 2014 году Федор Гиренок, российский философ и публицист. По мнению автора, клиповое мышление и клиповое сознание характеризуются скудностью языка, неспособностью комплексно мыслить и, в связи с этим, «отрывом от реальности».

Последователи идеи клипового мышления обвиняют в таком интеллектуальном обнищании человечества новые медиа. В частности, виновниками торжества стали соцсети, работавшие с короткими форматами видео, текстов или вообще обходившиеся без текстового сопровождения. Популярность подобных площадок, использование мессенджеров и эмодзи быстро связали с использованием англицизмом, проблемами в использовании родного языка или его оскуднением (хотя на самом деле использование медиа положительно сказывается на живом языке).

В своей риторике авторы часто обращаются к создателям термина «клиповая культура», от которой и отпочковался термин «клиповое мышление». Одним из первых клиповую культуру упомянул канадский культуролог Маршалл Маклюэн. Он, а вместе с ним и американский футуролог Элвин Тоффлер, считали клиповую культуру признаком информационного общества, когда контента становится так много, что для достижения зрителя он сжимается до более короткого формата. Это естественный процесс, характерный для рынка, который начал пресыщаться большими форматами, лонгридами и книгами.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Почему короткие форматы — это не плохо?

Популярность коротких форматов обусловлена не только изобилием контента, но и скоростью обмена информацией в современном мире. Благодаря смартфонам человечество получило возможность одновременно получать большие объемы разрозненных данных из разных источников: новости, сообщения об акциях, персональные предложения от брендов, сводки светской хроники, анонсы мероприятий. Контент стал наводнять наше медиапространство, и большинство людей ответили на это рациональной стратегией поведения: они начали заниматься своей информационной гигиеной, отписываться от рассылок, сокращать количество потребляемой информации. Поэтому перед создателями контента появилась задача сделать свои медиасообщения максимально информативными, с чем многие справились.

Например, микроформат довольно успешно прижился в сфере онлайн-образования. Сейчас, если вы решите обучаться чему-то новому и сложному, например программированию или дизайну, большинство онлайн-программ будут разбиты на короткие 5–15 минутные уроки с блоком практики. Это позволяет давать информацию концентрированно, не смешивая темы и фиксируя внимание студентов на материале, который затем закрепляется практическими упражнениями. В конце концов обучение такими короткими циклами складывается в традиционные академические часы. Такими пятиминутными сессиями можно учиться точным наукам или запоминать новые иностранные слова, открывающиеся каждый день короткие сессии мотивируют заниматься чаще.

Стоит отметить, что за последние несколько лет, начиная с 2019 года, многие популярные онлайн-площадки все же сделали шаг в сторону крупных форматов: увеличили количество символов в постах и сообщениях, ввели возможность размещения лонгридов, даже TikTok, на который многие ругались из-за 15-секундных видео, дал возможность записывать 3-минутные ролики. Этот формат активно используется как авторами, так и зрителями, так что можно говорить о том, что популярность микроформата становится не такой уж однозначной и непоколебимой.

Что делать, если вам кажется, что у вас клиповое мышление?

С диагнозом «клиповое мышление» часто сталкивается школьник или студент, который не может просто взять и заставить себя прочитать учебник по высшей математике за ночь, или выучить всю историю Древней Руси, или прочитать «Войну и мир». На самом деле, за простонародным «клиповым мышлением» может скрываться множество других процессов.

Вам неинтересно

Не все задачи вызывают желание тут же засучить рукава, раскрыть глаза и уши, полностью сконцентрироваться и действовать. Скука также вызывает снижение внимания и скорости запоминания, особенно если одновременно со скукой вы испытываете стресс или вину из-за того, что не можете просто взять и выполнить задачу.

Что делать?
Если возможности отказаться от задачи нет, попробуйте взглянуть на нее под другим углом. Например, подумайте, как лично вам поможет выполнение этой задачи. Может, вы получите новую информацию, которая окажется полезной для вашего проекта, а может, этот опыт поможет вам в будущем продвинуться по карьерной лестнице.

Вам сложно сконцентрироваться из-за стресса

В состоянии тревоги бывает сложно уговорить себя выполнять задачи, требующие концентрации. Куда проще листать ленту в TikTok, периодически испытывая угрызения совести.

Что делать?
Для начала необходимо преодолеть стресс или хотя бы немного снизить его уровень. Если в вашем распоряжении всего несколько минут на то, чтобы взять себя в руки, обратитесь к мини-ритуалам. Поставьте таймер на пять минут, в это время совершенно не думайте о задачах. Попробуйте помедитировать, выпить чаю, почитать книгу. Постарайтесь в течение этого времени не прикасаться к «быстрому» контенту, не листайте новости или истории друзей.

У вас проблемы с памятью

Возможно, вы не забываете, как вас зовут и где вы живете, но легко можете забыть имя нового знакомого или в какой последовательности от вас ждут выполнения задач. Это нормальное явление, когда мы всегда можем заглянуть в смартфон и вспомнить, какие у нас планы на день, где мы были вчера и что ели на завтрак.

Что делать?
Начните тренировать память, используя мнемотехники. Попробуйте работать с ассоциациями, решать задачи на логику или головоломки.

Иногда проблемы с памятью и вниманием бывают более серьезными и требуют вмешательства специалиста — нейропсихолога или психотерапевта. Одним из таких случаев может стать синдром дефицита внимания и гиперактивности. Он может быть проработан еще в детстве, но многие люди выносят его во взрослую жизнь, поскольку родители принимают симптомы этого синдрома за детскую лень или неусидчивость, которые нужно «лечить» ремнем. Если вам кажется, что ваше клиповое мышление может расти из детства, то попробуйте обратиться к специалисту.