Основной тренд в образовании в том, что оно само становится креативной индустрией, областью применения творческих подходов, расширения мышления через мультидисциплинарные практики и командную проектную работу. Такой тезис выдвинули эксперты арт-кластера «Таврида» и рассказали об образовании будущего и «Меганомике».

Все, что сейчас происходит в искусстве, науке, промышленности, бизнесе, да и во всех отраслях, так или иначе отсылает нас к креативным индустриям. Можно взять любой проект, и в нем обязательно будут элементы дизайна, технологий, творчества. Пришло время коллабораций, когда все новое, интересное и потенциально жизнеспособное рождается на стыке направлений, дисциплин и подходов. Это значит, что даже на уровне образования и подготовки кадров нужно учитывать, что их интерес не только в том, чтобы получить в руки определенное ремесло, но и понять, что дальше делать с результатами своей работы — начиная от упаковки и заканчивая продвижением и масштабированием.

«Арт-кластер „Таврида“ существует с 2019 года и за это время зарекомендовал себя как площадка возможностей для молодых профи творческих и креативных индустрий, — рассказывает генеральный директор Центра развития культурных инициатив, руководитель арт-кластера „Таврида“ Сергей Першин. — Мы накопили достаточно опыта, чтобы говорить о системном подходе в создании моделей современного образования. За спиной у нас сотни успешных кейсов, когда молодые дизайнеры, музыканты, художники, писатели, хореографы и предприниматели на нашей площадке находили для себя важные смыслы и это становилось толчком для выхода на качественно новый профессиональный уровень. Аудитория проекта, а это порядка 90 тысяч человек, подтверждает эффективность наших методов своим запросом на образовательный центр нового образца. Решением стало строительство Университета креативных индустрий. Он начнет работу в 2023 году, но уже сейчас мы тестируем программы и формируем новые стандарты, чтобы войти с ними в стены университета».

При таком подходе сама площадка арт-кластера становится лабораторией для исследования аудиторий. Каждый образовательный заезд заставляет смотреть глубже, наблюдать за процессами, мотивациями, решениями и анализировать процессы.

Так, только что завершившийся на «Тавриде» образовательный заезд «Академия наставничества Юрия Башмета и Игоря Бутмана», объединивший почти 300 молодых музыкантов со всей страны и 50 экспертов — опытных, успешных и реализованных музыкантов и менеджеров креативных индустрий, — показал интересный результат: рамок и ограничений становится все меньше, зато есть готовность экспериментировать через преодоление сложных или даже почти невозможных задач. Подтверждение этой гипотезы — концерт Большого симфонического оркестра «Зарождение» на стройке будущего Университета креативных индустрий. 119 молодых музыкантов под управлением Юрия Башмета играли под открытым небом на фоне строящихся объектов.

Для апробации образовательных программ на базе арт-кластера «Таврида» была создана школа креативных лидеров «Меганомика». Ключевая тема, вокруг которой строится работа школы, — новая парадигма в образовании через призму трендов во всех отраслях и с учетом интересов и запросов молодежи.

Целевая аудитория «Меганомики» — все, кто так или иначе взаимодействует с молодежью: это и ректорат учебных заведений, и начальники профильных департаментов, и руководители креативных школ, и даже представители СМИ из разных регионов страны. В роли экспертов и наставников выступают представители креативных индустрий с успешным опытом реализации проектов разного уровня сложности.

«Тренды говорят о том, что сейчас самое время для экспериментов и поиска новых форматов. По сути, сама система образования становится креативной индустрией, — говорит продюсер „Меганомики“ Евгения Слепак. — Особенно пристальное внимание нужно уделить развитию креативных компетенций не только у студентов и молодежи, но в том числе и у тех, кто занимается будущим образования и определяет траектории развития молодежной политики. Важно, чтобы они смогли посмотреть на взаимодействие с молодежью и формирование образовательных программ под другим углом».

За год работы в процессе проведения сессий стало очевидно: прежде чем развивать образование в сфере креативных индустрий, необходимо прийти к взаимопониманию на уровне разных инстанций, научиться говорить на одном языке. «Проблема заключается в том, что сама система понятий в креативной экономике для большинства людей не совсем ясна. Есть некоторая путаница в определениях: что такое творческие индустрии, креативные индустрии, культурные инициативы, арт-кластер, творческое пространство, — рассуждает эксперт „Меганомики“ Виктор Клименко. — Мы как эксперты выступаем в первую очередь в роли переводчиков. Наша задача — не только показать место креативных индустрий в образовательном процессе, но и объяснить, что это такое. Слушатели, глядя на непонятные для них проекты, убеждаются, что на самом деле это и есть частные случаи креативных индустрий. Новый угол зрения помогает им впоследствии корректно развивать и взращивать свои собственные проекты».

Первый в этом году образовательный заезд «Меганомики» на площадке арт-кластера «Таврида» в Крыму прошел с 25 по 29 июля. Участники — ректоры и проректоры вузов, начальники департаментов по работе с молодежью, руководители школ креативных индустрий и представители СМИ из 6 регионов России: Республики Крым, Татарстана, Ставропольского края, Нижегородской, Свердловской и Орловской областей. В команду экспертов вошли представители научно-образовательного центра «Сибирский центр дизайна» НИ ТГУ и центра «Дизайн мышления». В разных образовательных форматах в процессе мастер-классов и командной работы участники изучали «язык» креативных индустрий, расширяли представления об управлении проектами через призму кросс-культурной деятельности, искали пути внедрения современных практик в систему образования и работы с молодежью.

«В долгих дискуссиях с участниками мы так или иначе были в контексте поиска ответов на вопросы: должен ли университет быть только образовательным, как он должен взаимодействовать с бизнесом, с проектами, с внешними и внутренними экспертами, кого, на какой стадии и в какой мере стоит вовлекать в процесс. И всегда приходили к одному выводу — функции вуза сегодня гораздо шире, чем понималось раньше», — делится опытом эксперт Игорь Дыдыкин, заведующий лабораторией перспективных исследований НОЦ «Сибирский центр дизайна» НИ ТГУ.

Образовательная программа «Меганомики» была выстроена таким образом, чтобы участники смогли не просто получить знания, но прежде всего выйти за рамки привычных представлений и посмотреть на свою деятельность под другим углом. Так, спикерами одного их форматов стали студенты и молодые профи. Цель такой встречи — установить диалог между миром взрослых людей и молодежи на простом и понятном языке, найти точки роста в сторону модернизации. К слову, молодые люди в своих выступлениях подтвердили гипотезы, которые сложились за время работы «Меганомики»: они хотят, чтобы вуз становился полем для полезных знакомств и формирования проектных команд, местом, где можно развивать гибкие навыки, стартовой площадкой для построения карьеры. И для этого им необходима поддержка и понимание со стороны руководящих лиц.

В программу вошли несколько блоков, касающихся современного искусства, новых медиа, работы в медиапространстве и социальных сетях. Еще один формат, который прошел успешную апробацию, — своим опытом с участниками, топ-менеджерами и чиновниками поделились люди творческих профессий. Солист группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов рассказал о своем опыте создания кросс-культурных проектов, которые способствуют коммуникации между представителями технических и творческих специальностей. Дирижер симфонического оркестра Петр Гладыш раскрыл секреты менеджмента через призму дирижерской деятельности.

«Все форматы мы рассматриваем и анализируем как технологию, которую мы здесь тестируем, а потом можем забрать в свой регион и внедрить там как новую методику для решения большого количества задач. Это классный результат, — поделилась участница „Меганомики“, начальник Управления молодежной политики Орловской области Анна Тихомирова. — Например, мы познакомились с игровыми практиками, которые позволяют раскрепостить людей и вовлечь в креативный процесс. Для нас, чиновников, это очень важно, потому что мы находимся в своих рамках и нам зачастую бывает сложно выйти за пределы той жесткой структуры, которая нас координирует. А игра — это возможность быстро переключить сотрудников, выдернуть их из привычной среды и придумать что-то новое, что может в итоге кардинально изменить систему молодежной политики в регионе, внести в нее что-то новое».

Современная система образования движется в сторону гибких подходов. Все чаще учебные заведения выбирают образовательную модель с междисциплинарным подходом, когда обучающиеся в обязательном порядке получают базу и часть программы формируют сами исходя из тех компетенций, которыми им хотелось бы обладать на выходе. Появляются кейсы защиты дипломных работ в формате стартапа, есть гранты, акселераторы, фонды поддержки, практики и стажировки. Все это дает молодым профи возможность отличного старта для успешной деятельности в будущем.

Возвращаясь к вопросу об образовании будущего, вновь обратимся к тезису: главный тренд в образовании — само образование становится креативной индустрией, областью применения творческих подходов, расширения мышления через мультидисциплинарные практики и командную проектную работу. А значит, диалог между всеми вовлеченными аудиториями — это гарантия того, что в конечном итоге любой процесс гораздо более вероятно перейдет из стадии гипотез в стадию внедрения.