Сегодня каждый хотя бы раз пробовал учиться онлайн, но многие готовы отказаться от этой образовательной практики по тем или иным причинам. Часто главной проблемой студентов становится даже не отсутствие мотивации или времени на учебу, а некачественный онлайн-курс. В новом выпуске подкаста «Не то, чему учили в школе» ведущая Саша Жирновская вместе с Зибой Джафаровой, руководительницей экспертно-методологического центра LXP-платформы K-AMPUS, и Инной Ониашвили, руководительницей направления продуктовой методологии в Нетологии, разбираются, как выбрать онлайн-курс, чтобы обучение прошло максимально эффективно.

Слушайте подкаст прямо на нашем сайте или на другой удобной для вас платформе:

Яндекс.Музыка || ВКонтакте || Apple Podcasts || Castbox || Google Подкасты

Карта подкаста

  • 01:13 — С чего начинается поиск курсов

  • 02:50 — Что делать студенту, чтобы не ошибиться с выбором курса

  • 10:30 — Как оценить актуальность образовательной программы

  • 15:30 — Правда об экспертах

  • 22:00 — Как создаются онлайн-курсы

  • 27:50 — Признаки качественного провайдера онлайн-курсов

  • 33:44 — Образовательная среда на онлайн-курсах: как понять, что вам будет комфортно

  • 40:30 — Выводы

Цена имеет значение: как понять, разумна ли стоимость вашего курса

Важным фактором принятия решения об обучении на том или ином курсе является его стоимость. Сегодня разброс цен на курсы по популярным направлениям может быть от 0 до десятков тысяч. Одни провайдеры курсов намеренно занижают стоимость, другие стараются удерживать адекватную цену, которая позволяла бы покрыть расходы на производство курса. Но потенциальные студенты могут быть далеки от внутренней кухни. Поэтому, если вы не знаете, как отличить хороший курс от не очень качественного, и цена вам ни о чем не говорит, обратите внимание на следующие моменты:

  1. Продолжительность курса
    Время, заложенное на обучение на курсе, является одним из важнейших показателей качества программы. Важно понять, что «быстрее — не всегда лучше», поэтому, если провайдер курса обещает за 2 недели обучить вас новой профессии, стоит задуматься и все-таки отказаться. Чтобы чувствовать себя увереннее, изучите в целом рынок образовательных программ по интересующему вас направлению, уделите внимание образовательным планам и выберите тот вариант, что покажется вам максимально полным и насыщенным информацией.

  2. Качество экспертов
    Эксперты и спикеры — это не только лицо курса, но и залог качества и релевантности преподаваемой информации. Используйте базовые навыки фактчекинга, чтобы выяснить, кто будет преподавать на вашем курсе; если вы нашли короткое досье (или даже статью на «Википедии») о своем потенциальном наставнике — поищите также в открытом доступе записи лекций или публичных выступлений. Это позволит понять, находитесь ли вы на одной волне со спикером. И, конечно, не забудьте проверить квалификацию эксперта, чтобы случайно не приобрести курс по программированию у выпускника Хогвартса.

  3. Сопровождение
    Сопровождение и наличие обратной связи — еще один важный фактор качества обучения и мотивации в процессе учебы. Многие студенты недооценивают возможность получения обратной связи от спикеров или экспертов курсов, но именно она (и построенная на основе фидбэка рефлексия) является залогом формирования нового знания. Как правило, курсы с живым сопровождением куратора или возможностью получить обратную связь от эксперта стоят дороже вариантов без такой услуги, но именно фидбэк помогает студенту вовремя определить свои ошибки и внести изменения.

  4. Разработанный интерфейс
    Если вы выбираете программу для учебы онлайн, то обратите внимание в целом на образовательную среду. Интерфейс является полноценным элементом онлайн-обучения, от него зависит, насколько комфортно и легко будет восприниматься информация и строиться коммуникация. Убедитесь, что интерфейс предполагает возможность обучения во всех интересующих вас форматах, будь то аудио, видео или текст, проверьте, что к скачиванию доступны конспекты и/или расшифровки, а домашнюю работу можно сдавать в формате файла.

На стоимость курса напрямую влияет количество дополнительных сервисов и услуг: качественно записанное видео, выдаваемые материалы, экспертная проверка ваших работ. Помните, что курс, ориентированный на практику и подразумевающий живое сопровождение, не будет стоить дешево, но он однозначно принесет плоды.

Как выбрать провайдера курса?

Вы можете выбрать для обучения авторский курс, созданный практикующим специалистом, экспертом рынка, популярным блогером или преподавателем университета. А можете взять курс у провайдера, выбрать его, как на маркетплейсе. Одним из крупнейших провайдеров онлайн-образования на сегодняшний день является Нетология.

Провайдеров отличает более бизнес-ориентированный подход к разработке и созданию курсов. Для создания одного курса задействуется целая команда:

«В разработке продукта участвуют минимум 12 специалистов: продюсер, исследователь, методист, эксперт, продуктовый методолог, специалист по оценке качества контента, редактор, дизайнер, координатор съемок, оператор, режиссер монтажа, координатор курса.

Перед разработкой продукта мы проводим много исследований — продюсер и исследователь анализируют большой пул вакансий, статей и дополнительных материалов, чтобы понять общие требования рынка к сотруднику. Для того чтобы подтвердить наши гипотезы, мы проводим цикл интервью с участием работодателей и экспертов рынка. На основе исследований у нас получается подробная матрица компетенций, в которой отражены необходимые навыки, знания и детализированные поведенческие индикаторы сотрудника.

Затем методист, опираясь на эту матрицу, разрабатывает структуру курса, подбирает необходимые темы и материалы. Вместе с экспертом он формирует вовлекающую образовательную среду, может экспериментировать с форматами, чтобы студенты чувствовали себя комфортно и заинтересованно», — рассказывает Инна Ониашвили.

Выбрать провайдера может быть даже труднее, чем решить, кем вы хотите стать, когда вырастете. Но вы можете опираться на несколько важных признаков: как в случае с курсами, вы можете обратить внимание на стоимость, продолжительность курсов, доступные форматы. Также вы можете познакомиться с провайдером через бесплатные курсы или вебинары, демоверсии курсов или открытые мастер-классы. Благодаря этому подходу вы сможете заранее позаниматься в учебной среде интересующего вас провайдера и понять, есть ли у вас match.

Также при выборе провайдера стоит обращать внимание на отзывы выпускников. Вы можете прочитать их на сайте курса или в тематических медиа — уделите внимание отзывам, в которых студенты рассказывают не только о том, что им понравилось, но и о слабых местах в процессе обучения. Важно: в работе с такими отзывами сохраняйте критическое мышление. У каждого человека свои ожидания от курса, и то, что показалось недостатком одному студенту, в ваших глазах может быть достоинством.

«У хорошего провайдера много характеристик. Среди них мне кажется важным само позиционирование. Оно проявляется в текстах: хороший провайдер предоставляет полные описания курсов, подробную информацию. Желательно, чтобы это не было приправлено щедрой порцией продаж, когда у тебя отовсюду вылетают баннеры, что осталось 1 место на курс, это последний шанс и так далее. Это только отвлекает и мешает разбираться в тексте описания», — советует Зиба Джафарова.