Рынок труда находится в постоянном движении — появляются новые профессии, меняются требования к существующим. С каждым годом школьникам все сложнее сориентироваться в этом многообразии и ответить на вопрос «Кем я хочу стать?». Поэтому важно начать задумываться о своем будущем как можно раньше. Какие проблемы решает ранняя профориентация и как российский бизнес помогает детям определиться с профессией, рассказывает Александр Сесоров, руководитель проектов профессионального развития СИБУРа — крупнейшей нефтегазохимической компании России.

Александр Сесоров

Руководитель проектов профессионального развития СИБУРа

Почему профобразование в школе — это важно?

В 2019 году Минпросвещения провело опрос среди российских школьников. Выяснилось, что 90% детей не знают, кем хотят стать, и не понимают, где и как получить информацию о профессиях. Действительно, вопрос «Куда пойти учиться?» дети и родители часто начинают задавать только ближе к окончанию школы. Выпускник идет осваивать наспех выбранную специальность, потом устраивается на работу — и понимает, что ему эта профессия не интересна.

В результате около 40–50% россиян, получивших высшее или среднее профессиональное образование, не работают по специальности. Это следует из опросов, которые проводят сервисы по поиску вакансий вроде hh.ru или «Работа.ру». Похожие данные приводит и Росстат. К сожалению, шанс попасть в эту статистику есть не только у школьников, которые поздно определились с профессией, но и у тех, кто точно знал, кем хочет стать. Дело в том, что дети часто имеют романтизированное представление о будущей специальности и не до конца понимают, чем им придется заниматься. Повзрослев и устроившись на работу, они сталкиваются с рутиной, непривлекательными условиями труда, отсутствием карьерных перспектив и низкими зарплатами.

Для того чтобы избежать подобных проблем, нужно заниматься профобразованием в школе. И желательно начинать это делать задолго до выпускного класса.

Как познакомить школьника с рынком труда?

У нас большой опыт работы с будущими специалистами, поэтому мы составили несколько рекомендаций, которые помогают сделать этот процесс интереснее и эффективнее.

Во-первых, знакомить ребенка с рынком труда лучше плавно. Начиная с седьмого класса мы объясняем, зачем школьнику уже сейчас задумываться о будущем, говорим о том, какие сферы деятельности существуют. Далее рассказываем, что такое нефтехимическая отрасль и какие перспективы для специалистов она открывает. В 8–9-м классах, когда ребята постепенно начинают задумываться, в какой сфере им было бы интересно работать, погружаемся в специальности. Устраиваем открытый лекторий, показываем ребятам предприятия, знакомим с интересной им областью на практике.

Во-вторых, разговаривать с детьми нужно на одном языке. Мы стараемся привлекать в качестве экспертов молодых специалистов — недавних школьников и студентов, которые могут интересно и понятно рассказать о своей работе.

В-третьих, говорить о профессиях и рынке труда нужно честно и всеобъемлюще. Дети должны понимать, с какими сложностями столкнутся, каковы перспективы роста для тех или иных специалистов и какие специфики работы существуют на рынке.

Как попасть в компанию мечты еще в школе?

Главным «заказчиком» профориентационной работы в школах сегодня является государство. Оно реализует программы и проекты, которые помогают детям больше узнать о различных специальностях. Например, в России действуют технопарки «Кванториум», проект «Билет в будущее», «Большая перемена» и другие.

Некоторые программы государство воплощает совместно с бизнесом. Так, благодаря платформе «Проектория» школьники встречаются с представителями различных профессий, создают проекты и могут попасть на стажировку в компанию. Для детей это хорошая возможность уже в раннем возрасте обратить на себя внимание будущего работодателя.

Познакомить школьников с игроками на рынке труда также помогают чемпионаты, например Международный инженерный чемпионат CASE-IN. В рамках конкурса школьники могут пообщаться с представителями бизнеса, которые выступают партнерами мероприятия, и попасть в целевые программы обучения — а это фактически гарантированное трудоустройство в будущем.

Крупные компании сейчас активно реализуют собственные образовательные проекты. Бизнес хочет растить кадры с подросткового возраста, потому что это решает проблему качества подготовки. Например, нефтехимия — довольно сложная отрасль. Мы это понимаем, поэтому помогаем детям осваивать ее со школы. Целевые программы СИБУРа охватывают все этапы: школа — колледж — вуз — производство. В регионах присутствия компании действует наша программа социальных инвестиций «Формула хороших дел», в рамках которой есть отдельное направление «Наука и образование». Это выдача грантов талантливым ребятам, образовательные проекты для школьников «Научные смены» и STEAM-фестивали, а также программы подготовки педагогов.

В результате выстраивается непрерывная траектория образования, что позволяет воспитывать хорошего специалиста. Мы даем ему необходимые для будущей работы навыки, наблюдаем, как он учится, оцениваем, какие компетенции у него западают, чтобы сделать на них акцент.

При трудоустройстве такой кандидат не услышит фразу «Забудьте все, чему вас учили в институте», и ему не придется переучиваться в процессе — несомненный плюс и для специалиста, и для компании. Кроме того, практика показывает, что хорошая подготовка сказывается на стабильности работы. В СИБУРе текучка среди целевиков в разы ниже, чем среди персонала, взятого по прямому найму: ребята изначально сильнее мотивированы и хорошо понимают, куда идут.

Чего компании ждут от будущих профессионалов?

Опираясь на свой опыт и анализ тенденций на рынке образования и труда, мы можем выделить основные запросы к будущим специалистам, на которые уже сейчас стоит обратить внимание школьникам и студентам.

  • Развитие hard skills и soft skills. Например, начиная с седьмого класса будущему специалисту нефтехимической отрасли стоит активно осваивать базовые предметы: физику, химию, математику. К 9–10-му классам можно начать формировать «софты». Здесь ценятся коммуникативность, умение работать в команде и действовать в условиях стресса и неопределенности. Важны также гибкость и адаптивность, поскольку инженеру-нефтехимику порой приходится менять регионы и локации и работать с разными командами и профессионалами разных специальностей.

  • Мультифункциональность. Тренд на универсализацию затронул многие профессии. Приведу в пример наш профиль. Квалифицированный инженер сейчас не только разбирается в своей узконаправленной области, но также знаком со смежными технологиями. Он хорошо ориентируется в IT-продуктах и при внедрении цифровых решений на производстве быстро к ним адаптируется.

  • Непрерывное обучение. Хороший специалист, независимо от сферы деятельности, это еще и история про постоянное развитие. Концепция lifelong learning — спутник современного карьерного роста — подразумевает, что человек на протяжении всей жизни продолжает совершенствоваться и искать альтернативные источники знаний. Непрерывная система профобразования, охватывающая школу, колледж и вуз, помогает с ранних лет формировать в детях это стремление.