Согласно главному правилу спроса, падение цен на товар вызывает увеличение его продаж. Однако это правило распространяется не на все. Наоборот, некоторые продукты хотят покупать еще сильнее после повышения их стоимости. Рассказываем, почему так происходит.

Суть эффекта

Эффект Веблена назван в честь американского экономиста Торстейна Бунде Веблена. Он был критиком капитализма и осуждал производство ради получения прибыли. В своей книге «Теория праздного класса» экономист отметил, что цель демонстративного потребления — получение нового статуса: «Для того чтобы заслужить и сохранить уважение людей, недостаточно лишь обладать богатством и властью. Богатство или власть нужно сделать очевидными, ибо уважение оказывается только по представлении доказательств». При этом чем выше цена на товар, тем меньше он на самом деле нужен. Товары роскоши не подчиняются привычным законам спроса и предложения.

Итак, эффект Веблена — это демонстративное потребление, которое проявляется в стремлении приобретать блага, недоступные для большинства в связи с их высокой ценой. Это связано с желанием показать свою исключительность. Как правило, такие покупки иррациональны. Люди приобретают товары не из-за их удобства, пользы, а из-за бренда, высокой стоимости, и руководствуются желанием показать свой вкус, стиль. Снижение цены на товар, наоборот, вызывает у потребителя дискомфорт.

Товары, которые люди покупают, чтобы повысить свой социально-экономический статус, называются позиционными товарами. К таким можно отнести дизайнерские вещи, антиквариат, произведения искусства, ювелирные изделия, недвижимость, драгоценные камни, дорогую технику, автомобили. В период экономического кризиса люди с высоким уровнем дохода, как правило, не меняют привычный образ жизни и не отказываются от дорогих покупок ради экономии. Поэтому снижаются продажи автомобилей среднего и бюджетного класса, а автомобили бизнес-сегмента покупают чаще. Люди с высоким уровнем дохода рассматривают такие покупки в качестве инвестиции.

Почему люди подвергаются этому эффекту? Возможны несколько причин. Кто-то желает перейти на новый уровень комфорта и предполагает, что этими показателями станут брендовые вещи. Кому-то важно доказать себе, что он может себе позволить роскошь, и тем самым повысить свою самооценку. Также некоторые люди сильно зависимы от мнения других.

Часто потребители сами не осознают, насколько они подвержены влиянию извне. Защититься от подобных ловушек поможет детальное изучение когнитивных искажений, а также развитие критического мышления.