Выучите иностранное слово или прочтите статью о новом для вас феномене, и внезапно вы поймете, что начали замечать эту информацию везде. Действительно ли так складываются обстоятельства? И почему вообще это происходит? Рассказываем подробнее.

Суть эффекта

Эффект Баадера — Майнхоф — это когнитивное искажение, связанное с восприятием информации. Узнавая что-то новое, вы начинаете сталкиваться с этим в совершенно разных ситуациях и думать о том, что этот предмет, факт и так далее используются часто и окружали вас всегда. Создается впечатление, что новая информация будто преследует. Например, вы выучили иностранное слово и теперь замечаете его на вывесках, описаниях продуктов, или же присмотрели пальто и видите похожие модели, принты или цвета на прохожих.

Название феномена связано с именами Андреаса Баадера и Ульрики Майнхоф — лидерами «Фракции Красной армии» (террористической организации в ФРГ и Западном Берлине, известной в 1968–1988 годах). Однако не они обнаружили это когнитивное искажение. Название ему дал читатель газеты St. Paul Pioneer Press в городе Сент-Пол. В комментарии к одной из публикации читатель отметил, что за сутки дважды столкнулся с описанием этих лидеров.

Данный эффект говорит об избирательности нашего восприятия. На самом деле средняя частотность использования той или иной информации не меняется от того, узнали мы о ней или нет. Однако нам так кажется, потому что мозг фильтрует информацию. Он постоянно решает, какие сведения нам понадобятся в будущем, а какие нет, и повторение в течение непродолжительного времени становится сигналом о том, что информация может пригодиться. Именно поэтому мы ищем уже знакомые шаблоны, совпадения и обращаем на них внимание. Феномен Баадера — Майнхоф помогает переосмыслить информацию и повысить ее значимость.

Феномен Баадера — Майнхоф используется в медиа, маркетинге. Например, если рассказать покупателям о новинке и с помощью разных источников напоминать о ней, то эта информация закрепится в их памяти. Также этот эффект можно использовать в позитивном мышлении. Суть в том, чтобы приучить себя замечать положительные тенденции и поддерживать паттерны за счет повторения.