Поколение нынешних студентов за последние несколько лет впервые столкнулось с несколькими серьезными вызовами: пандемией, социально-экономическими кризисами. Все это накладывается на стресс от взросления и необходимости искать работу и брать на себя ответственность за свое будущее. Как же справиться? О том, какие боли у современной молодежи, почему они продолжают учиться и не хотят работать, и чего ждет от них сегодня работодатель, поговорили с директором Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Валерией Касамара.

Валерия Касамара

Кандидат политических наук, директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ, руководитель Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»

Отцы и дети

Наша жизнь очень ускорилась, и из-за этого те изменения, которые происходят сейчас у современной молодежи, ощутимее. Сегодня со всеми информационными технологиями эти изменения происходят намного быстрее, чем раньше. И если ранее говорили, что поколенческие перемены происходят примерно каждые 20 лет, то сейчас мы видим, что изменения можно проследить каждые 5–6 лет.

Нынешние 15-летние — это цифровые аборигены, которые оказались со смартфоном в руках буквально с рождения. И их жизненные предпочтения во многом определены той свободой, которую они осознали, войдя в интернет. И прежде всего это касается свободы выбирать. Если смотреть на принципиальные различия поколений, то у нынешней молодежи повышена вариативность во всем: выбрать, что и где съесть, что послушать и посмотреть — несчетное количество опций.

И эта вариативность сказалась на всем, в том числе на желании, точнее, нежелании работать. Для поколения родителей нынешней молодежи не было альтернативы работать или не работать. А сейчас ребята, скорее, обсуждают, как именно они хотят работать: приходить в офис и проводить там полный день или вообще не рассматривать этот сценарий и быть свободным человеком, фрилансером и так далее. Главное столкновение современных родителей и детей — это именно материальные и постматериальные ценности. У родителей была очень мощная материальная мотивация в свое время, и им необходимо было в 90-х зарабатывать на материальные ценности. В силу своих возможностей родители старались заработать на квартиру, дачу, машину. Дети слышали и видели, каким титаническим трудом все это досталось родителям. Но поскольку родители взяли нагрузку по обеспечению материальной базы на себя, у нынешних детей эти задачи так остро не стоят. Они зачастую не хотят, как их родители, вкалывать 24×7, готовы работать ровно столько, чтобы хватало на аренду жилья и чтобы еще оставалось время на реализацию чего-то для них значимого.

Поэтому сейчас для работодателя самое главное — заинтересовать молодого человека собой, чтобы он вообще появился в системе ценностей этого молодого человека. Для родителей работа была сама по себе ценностью, они не могли себе представить жизнь без работы. А вот молодые люди не воспринимают работу как самоценность, поэтому работодателю надо попытаться заинтересовать молодых специалистов.

Слабости современной молодежи

Сейчас возможностей заработать намного больше, чем раньше, если не лень. А лень тоже является сегодня отягчающим фактором, она стала производной вариативности. Раньше ты не рефлексировал на тему того, что тебе лень — у тебя не было вариантов, надо было зарабатывать. Сейчас варианты появились: сегодня могу не работать, а завтра найду что-то на фрилансе. Мы говорим, конечно, про конкурентноспособную молодежь, которая понимает, что обладает достаточными навыками и будет востребована на рынке труда.

Второй момент — это хрупкость нынешнего молодого поколения, которое боится, что будет тяжело выйти во взрослую жизнь. Родители современной молодежи жили в тяжелое время, начиная с распада Союза, когда кандидаты наук оказались на рынках и торговали всем подряд. Тогда ситуация была не менее стрессовая, чем сейчас в стране. И тогда были реальные проблемы, которые надо было решать — например, заработать на еду, буквально. Это была шоковая терапия, которую прошла тогдашняя молодежь.

Для сегодняшней молодежи первой настоящей стрессовой ситуацией стала пандемия, которая ударила по всей их привычной жизни. И глядя на исследования, мы понимаем, что хуже всех изоляцию переживала именно молодежь. Например, наш опрос, в котором приняли участие студенты более 400 вузов, показал, что 66% из опрошенных стали чаще испытывать стресс и тревогу во время пандемии, 50% не хотели ничего делать, 41% ощущали чувство безысходности. Мы и до пандемии видели, что нынешнее поколение очень хрупкое, много рефлексирует и трепетно относится к себе. Несмотря на то, что кругом жизнь очень динамичная, они с трудом переваривают эту динамику в отношении себя.

Ребята взрослеют тогда, когда начинают решать реальные проблемы. И часто бывает, что их рефлексия создает надуманные проблемы, которых на самом деле нет: как на меня посмотрели, что обо мне подумали и прочее. Реальные же проблемы начинаются, когда у тебя появляются дети, ипотека, когда ты ощущаешь всю меру ответственности за свой выбор и за взрослую жизнь. И к этой ответственности надо детей готовить еще со школы.

Как эти стрессовые ситуации преодолеть? К любому стрессу надо готовиться, это нагрузка, которую ты либо умеешь пережить и правильно воспринять, либо она тебя травмирует. Поэтому со стрессом по отношению к тому, что происходит в мире и на рынке труда, надо просто учиться работать.

Вузы и работа

Тот факт, что на работу не берут, потому что нет опыта — это миф, потому что предложений от работодателя намного больше, чем желающих ими воспользоваться. С первого курса надо начинать нарабатывать опыт во всем, ничего не делать в стол и для галочки. Тогда к окончанию вуза будет совершенно другой горизонт, представление о своей профессии и позиция на рынке труда.

Молодого человека в вузе не готовят к выходу на рынок труда. Получается следующая картина. Старшеклассника два года готовят к сдаче ЕГЭ, к тому, какие там вопросы и какие могут возникнуть стрессовые ситуации. Про рынок труда студентам такого не рассказывают, хотя для них это такая же следующая ступень, как для школьника — ЕГЭ. Никто им не говорит, что это нормально — начать со стартовой позиции, а дальше подниматься. От этой болячки можно избавиться, если произвести в вузах практико-ориентированный поворот, чтобы обучение стало не просто набором знаний, но и обретением навыков, которые помогут на рынке труда. И вообще, важно рассказывать, что такое работать. Потому что зачастую молодежь, которая умеет хорошо учиться и получает хорошие оценки, чувствует себя на учебе в зоне комфорта, не выходит на работу и продолжает учиться. Зачем они учатся, уже непонятно, просто они не хотят покидать зону комфорта.

В вузе важен человеческий фактор: появляется преподаватель, который начинает по-другому учить, выводить в люди и заставляет заниматься профессией с первого курса — студент приобщается к работе. Во главе угла оказывается человек, который интересен сам по себе. Такой человек должен становиться педагогом — референтной личностью, на которую будут смотреть и которой будут подражать. Сфера образования вообще консервативна, изменения в ней происходят нелегко. Но необходимо задать вектор на то, чтобы студентов готовили именно к работе. Стоит активнее зазывать работодателей в вузы. Это хлопотное дело и лишняя нагрузка для вуза, но недостаточно устроить ярмарку вакансий. А вот экскурсии на предприятия, знакомство с профессионалами, их участие в преподавании — вот что необходимо. Учить составлять резюме, проходить собеседования, как не расстраиваться, если тебя сразу же не взяли на работу.

Чего ждут работодатели

Проблема не в том, что для молодежи нет работы. На самом деле работы очень много. Проблема в том, что у молодежи свое представление о рабочем месте, которое не совпадает с реальностью. Из-за этого диссонанса кажется, что работы нет.

По большому счету молодежь не хочет работать. Появился даже термин quiet quitting для обозначения как можно более минимальной вовлеченности сотрудника в процессы. И, например, в США как минимум 50% работников практикуют quiet quitting. Работа не воспринимается ими как любимое дело жизни, как процесс познания и раскрытия себя. Это становится исключительным явлением, когда ты видишь действительно мотивированного и осознанного молодого человека.

Работодатели же ждут от кандидатов сегодня горящих глаз. Нужны люди, которые что-нибудь хотели бы: узнать, постичь, напитаться. Чтобы горели глаза, должна быть энергия, а молодежи сегодня очень много потухшей. Порой глядя на них, понимаешь, что в некоторых взрослых больше сил и энергии. И вот эту драйвовость, страсть и горящие глаза очень тяжело работодателю описать и оценить, но ждут в первую очередь этого, а не хард скилов. Так что надо начинать работать с мотивацией, опять же, со школы. Это вопросы ранней профориентации и погружения в профессию — разъяснения, что это интересно. И вот когда будет желание развиваться в профессии, познавать ее, понимание, что можно начать со стартовых позиций, чтобы продвинуться вперед, тогда будет легче заинтересовать собой работодателя.

Чего хочет молодой соискатель

Соискателю хочется, чтобы ему было интересно. А когда его не готовят к выходу на рынок труда, он потом очень разочаровывается, что в его жизни много рутины и мало творчества. Хотя любой работающий человек понимает, что в любой профессии очень много рутины — это часть трудового процесса.

Второе, чего хочется соискателю, — это ощущать свою полезность и понимать, что ты делаешь значимое дело. Сегодня некоторые ребята могут пойти на понижение в зарплате и, например, уйти из банковской сферы в НКО, чтобы кому-то помогать. Следующий тренд — это желание работать в экологически ориентированной компании, для которой социальная ответственность бизнеса — это часть жизни.

Хочется, чтобы были доброчеловеческие отношения, минимум токсичности, иерархии, основанной сугубо на возрасте, а были бы более горизонтальные партнерские отношения. Хочется комфорта, чтобы твое рабочее место соответствовало представлениям об эстетике, на что повлияли в том числе социальные сети — нынешнее поколение визуалы. И хочется реального соблюдения баланса работы и жизни.

Важно пробовать и, если в мире многообразия нет возможности определиться сразу, идти от противного: попробовать одно, другое, третье, понять, что тебе не нравится, и двигаться дальше. Если ты, став студентом, будешь относиться к своей студенческой жизни как к возможности профессионально накачать мускулы, ты найдешь нужных преподавателей, стажировки, олимпиады, возможности для реализации.

Олимпиада «Я — профессионал» как старт карьеры

Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» — одна из таких возможностей для ребят. Главное ее отличие в том, что она практикоориентирована. Ее организуют ведущие вузы и более 500 крупнейших компаний страны, среди которых Сбер, Трубная Металлургическая Компания, Банк ВТБ, Госкорпорация «Росатом», ПАО «Полюс», РЖД, Яндекс и многие другие. И задания, которые выполняют ребята на олимпиаде, составляют как раз работодатели. Это не что-то из учебника, это именно про профессию. Если студенты участвуют и не выигрывают, не стоит расстраиваться, потому что они все равно приобретают опыт, понимают, как развивается их отрасль и чего от них ждет работодатель. Всего на состязаниях порядка 70 направлений: естественно-научных, медицинских, инженерных, компьютерных, аграрных, гуманитарных и социально-экономических, олимпиада старается охватывать все сферы и каждый год актуализировать список направлений, опираясь на то, как меняется рынок труда.

Изначально она как раз и позиционировалась как мостик между вузом и работодателем, чтобы помочь ребятам плавно перейти от студенческой скамьи ко взрослой жизни. Дипломантам олимпиады открывается доступ к стажировкам от партнеров, которые помогут им получить опыт, получить строчку в резюме, будучи еще студентами, или даже начать карьеру в какой-то профильной компании. Еще дипломантам предоставляются льготы при поступлении на следующую ступень образования — в магистратуру, аспирантуру и ординатуру, а медалисты олимпиады получают денежные призы. Прошло уже пять сезонов, за которые было более 2 млн регистраций, и выпустилось 17 227 дипломантов. В сентябре 2022-го стартует шестой, и, наверное, попробовать свои силы всегда стоит. Вообще, надо не бояться все пробовать и понимать, что за это тебе ничего не будет. Не очень интересно будет в старости вспоминать, сколько всего вы не попробовали.