Устремившись в будущее, мы порой забываем о том, откуда начинали и где находимся сейчас. Однако порой необходимо остановиться, выдохнуть и оглянуться назад, чтобы оценить прогресс, выявить ошибки и скорректировать свой маршрут. Во втором выпуске подкаста «Самый умный в комнате» Александра Жирновская, директор центра корпоративного обучения «Теории и практики», бизнес-тренер и фасилитатор групповой креативности, рассказала подробнее о том, что такое рефлексия и как ею пользоваться в процессе обучения.

Карта подкаста

  • 01:30 — Польза рефлексии

  • 01:50 — Рефлексия и карьера

  • 02:30 — Рефлексия и обучение

  • 03:30 — Рефлексия и карьерные кризисы

  • 04:10 — Как правильно произносить слово «рефлексия»

  • 04:48 — Виды рефлексии

  • 07:00 — Саморефлексия и самоанализ

  • 08:00 — Почему мы не учимся на опыте

  • 08:50 — Инструменты рефлексии

  • 11:18 — Как использовать навык рефлексии в обучении

  • 13:10 — Что такое ограничивающие убеждения

  • 14:50 — Почему рефлексия не общепринятая практика

  • 17:20 — Что такое «лестница умозаключения»

  • 20:20 — Как задавать критические вопросы

  • 25:20 — Ритуал подведения итогов

  • 28:00 — Рефлексия в команде

  • 32:00 — Почему важно благодарить

  • 35:07 — Как работать над ошибками

  • 36:10 — Резюме

Польза рефлексии

В процессе непрерывного развития порой мы так устремлены в будущее, что не замечаем настоящего и забываем о пройденном пути. Для того чтобы отследить изменения, понять, какими мы были и какими являемся сейчас, предлагаем обратиться к методу рефлексии. Английский философ Джон Локк определял ее как основу жизненного опыта, которая помогает человеку развиваться. В ее основе лежит умение задавать правильные вопросы самому себе и честно отвечать на них.

Благодаря рефлексии мы лучше понимаем свое поведение, мотивы, потребности, работаем над ошибками и корректируем траекторию развития. Ведь иногда первоначальные цели теряют актуальность и нам приходится искать новые ориентиры.

Например, вы захотели изменить жизнь на 180 градусов и построить карьеру в совершенно новой сфере. Вы начали проходить курсы по аналитике данных, но в процессе обучения потеряли мотивацию и желание. Как следствие, обучение стало раздражать. Только непонятно — почему? Благодаря анализу прошлого и нынешнего состояния вы можете найти причины. Возможно, ваше решение было импульсивным. Или же недовольство предыдущей работой не связано с самой деятельностью и вы бы хотели развиваться в том же направлении, только сменить компанию или должность.

Или же вы проходите курс, который вам не нравится. Не подходит формат, преподаватель, атмосфера в группе. Можно задать себе следующие вопросы:

  • Где я потерял мотивацию?

  • В какие моменты я чувствую дискомфорт?

  • Какая информация кажется мне бесполезной?

  • Соотносится ли это обучение с моими целями?

Кроме того, рефлексия помогает побороть синдром самозванца. Если вы сомневаетесь в собственной профессиональной ценности, пора проанализировать прошлое. Например, вспомнить ситуации, в которых вы блестяще проявили себя, и отметить, какие навыки вам в этом помогли.

Также этот способ помогает в преодолении карьерных кризисов. Если вам кажется, что вы стоите на месте, вам ничего не нравится, и вы не знаете, куда двигаться дальше, пора вспомнить об опыте. Например, подумать, какие действия, задачи вас действительно зажигают, а какие демотивируют, с какими ситуациями вы справляетесь, а с какими нет.

Без рефлексии невозможна и работа над ошибками. Дело в том, что опыт сам по себе не имеет значения. А вот то, что вы из него извлекли с помощью рефлексии, действительно ценно.

Итак, что дает рефлексия в процессе развития?

  • Повышение мотивации;

  • Возможность найти новые способы решения проблем;

  • Возможность оценить свою текущую траекторию развития;

  • Понимание своих особенностей;

  • Извлечение пользы из ошибок.

Подробнее о конкретных инструментах рефлексии вы узнаете из второго выпуска подкаста «Самый умный в комнате», который можно бесплатно послушать в сервисе «Строки».