EdTech — один из главных бенефициаров пандемийного периода. Эксперты Аналитического центра при правительстве РФ оценили успех российского рынка в 2020 году в 53–54 млрд рублей, отметив взрывной рост на 25–50%. Согласно данным крупных игроков отрасли и исследовательского агентства Data Insight, в 2021 году траты взрослых россиян на дополнительное образование превысили 226 млрд рублей. Однако вместе с ростом рынка онлайн-образования стал активно развиваться и инфобизнес, где нередко качество услуг подрывает доверие аудитории к нише онлайн-образования в целом. Высшая школа экономики провела исследование, чтобы выявить реальную эффективность онлайн-обучения.

Об исследовании

Исследователи НИУ ВШЭ разработали методологию, с помощью которой смогли провести независимую оценку эффективности онлайн-образования. Ее объектом стали результаты выпускников одного из лидеров EdTech-рынка — Skillbox. Основной целью исследования был мониторинг достижения целей, которые обучавшиеся поставили в начале или в процессе обучения. Среди задач были следующие:

  • выявить цели прохождения обучения;

  • определить объективные и субъективные изменения, произошедшие с выпускниками в течение полугода после обучения;

  • оценить изменения в трудовой деятельности и заработной плате бывших студентов.

База респондентов составила более 1000 пользователей, завершивших курсы образовательных программ Skillbox в период с 1 февраля 2020 года по 31 октября 2021 года. Большинство опрошенных (66%) — в возрасте от 26 до 40 лет, среди них 49% — женщины. 78% анкетируемых имеют высшее образование. Около половины (55%) выпускников проживают в крупных городах РФ с населением от 1 млн чел.

Результаты исследования

Цели и опыт обучения

Согласно результатам анкетирования, 93% респондентов считают, что онлайн-образование помогло им реализовать поставленную карьерную цель. Цели включали трудоустройство по новой профессии (66%), улучшение навыков для работы на фрилансе (13%), а также трудоустройство в рамках текущей профессии (7%) и получение знаний и навыков для развития собственного проекта или бизнеса (6%). Остальные цели обучения, например получить повышение или перейти на смежную должность, оказались менее распространенными (менее 7%).

Поиск работы и трудоустройство

Более половины (58%) обучавшихся в Skillbox начали поиск работы еще процессе прохождения онлайн-курса, а каждый четвертый (27%) — сразу после обучения. Среди тех, чьей целью было найти работу в новой профессии и они начали поиски, 65% достигли ее в пределах полугода после завершения обучения.

Самым популярным способом поиска работы стали специализированные сайты с вакансиями — так ответили 61% анкетируемых. Для получения работы 57% выпускников прошли собеседования не более чем в 4 компаниях.

Достижимость целей обучения

В целом доля людей, которые реализовали свои карьерные цели (например, смена работы, повышение, изменение должности или применение новых навыков в работе на фрилансе) в пределах полугода, составляет 65%.

69% респондентов используют в работе навыки и знания, полученные в процессе обучения на онлайн-курсе, у 78% на работе стало больше интересных обязанностей, задач и проектов. 74% стали чувствовать себя увереннее, выполняя рабочие обязанности. 67% выпускников ощущают себя частью сообщества людей из профессии, которую они осваивали на образовательной платформе.

Изменения в заработной плате выпускников

Рост заработной платы среди желающих сменить профессию при переходе на первую новую работу в среднем составил 22%, а спустя полгода после обучения — уже 38%. Различия в увеличении доходов в большей степени зависело от образовательных треков, которые прошли учащиеся, от наличия высшего образования, а также опыта работы в IT до обучения. У тех, у кого они были, уровень зарплаты был выше.

У студентов, которые достигли иной цели обучения (например, увеличение производительности на работе, смена должности или повышение), также наблюдается рост заработной платы через полгода после обучения — в среднем на 16%.

Реферальность

Кроме того, исследование показало, что более половины обучавшихся (58%) оказались довольны стоимостью курсов на образовательной платформе, а 78% рекомендовали бы обучение на онлайн-платформе своим знакомым.

Вывод

Стереотипы об онлайн-образовании в нашей стране часто связывают с так называемым инфоцыганством. Однако, в отличие от распространившихся экспертов-блогеров в Instagram, у лицензированных EdTech-платформ есть стандарты качества, которые они могут гарантировать студентам и выпускникам. Какими они могут быть, видно из исследования, проведенного НИУ ВШЭ: это достижение целей обучения выпускников, объективные и субъективные карьерные изменения, изменения в ежемесячном заработке и показатели реферальности. Эти результаты измеримы и проверяемы.