Каждый из нас время от времени сталкивается с необходимостью представлять себя совершенно разным людям — работодателю, коллегам, деловым партнерам, клиентам, случайным знакомым и даже друзьям с родственниками. При этом произвести на аудиторию нужное впечатление умеют немногие. Понимая, что навык самопрезентации можно и нужно развивать, образовательные учреждения включают в свои программы этап публичной защиты проектов или дипломов. Как людей учат рассказывать о собственных достижениях, объясняет Анастасия Долгих, руководитель отдела сопровождения образовательного процесса в Skillbox.

Анастасия Долгих

Руководитель отдела сопровождения образовательного процесса в Skillbox

Зачем говорить о себе

Довольно часто представлять собственные достижения приходится в профессиональной среде. Рассказ о проделанной работе или исследовании, презентация будущего проекта, непосредственно собеседование — вот лишь некоторые ситуации, в которых важно владеть навыками самопрезентации.

При приеме на работу соискатель должен рассказать работодателю о своих сильных сторонах и о том, как он может быть полезен конкретной компании. Его цель — получить оффер. Когда сотрудник рассказывает о выполненном проекте, слушатели могут понять, какой объем работы был проделан им лично. Ведь зачастую коллеги и руководство знают лишь о результате, а не о том, как именно он было достигнут. Напомнить руководителю о своих навыках, достижениях, вкладе в развитие конкретных проектов или отдела компании стоит, когда нужно получить прибавку к зарплате или новую должность.

От того, какое впечатление человек произведет на аудиторию рассказом о себе, зависит его продвижение по карьерной лестнице, повышение зарплаты, получение новых проектов. Помимо этого, подготовка самопрезентации сказывается и на собственной оценке: человек подводит некоторый итог, видит, что он умеет делать хорошо и чего достиг. Эта информация может натолкнуть его на мысль о том, как ему стоит развиваться дальше.

Как классическое образование развивает навык самопрезентации

Готовить презентации современных детей учат уже в школе. В начальных классах от них требуется, по сути, пересказать найденные по заданной теме сведения и структурировать их. На этом этапе школьники получают навыки сбора и обработки информации. В старших классах им нужно найти несколько точек зрения по теме, подготовить презентацию со слайдами. Школьники учатся вычленять из массива данных самое важное, а на слайды выносить тезисы с иллюстрациями.

Представлять итоги проделанной работы приходится в выпускных классах, а также для участия в конкурсах и олимпиадах. Презентации собственных достижений посвящают несколько уроков в рамках классного часа, но специально этим навыкам в школе не обучают. Учитель может помочь ученику в процессе подготовки, скорректировав его тезисы или уже готовую презентацию, отрепетировав речь. Такие занятия носят разовый характер, владение навыками самопрезентации никак не оценивается — только то, насколько полно удалось раскрыть заявленную тему или провести исследование.

В вузах принципы подготовки презентации и ее защиты в обязательном порядке изучают лишь на некоторых специальностях. Как правило, эти профессии связаны с публичными выступлениями — политологи, маркетологи, журналисты, специалисты по связям с общественностью. Большая часть студентов может выбрать курс по презентации или самопрезентации в качестве дополнительного в программе. Конечно, если вуз его предлагает. В этом случае они прослушают несколько лекций и подготовят собственную работу.

Практический опыт презентации собственных достижений студент получает во время участия в научных конференциях и конкурсах, а также на защите диплома. Как правило, он работает под кураторством конкретного преподавателя. Тот корректирует содержание и структуру доклада, форму подачи информации, дает рекомендации о том, как отвечать на возможные вопросы и как держаться на публике. Это, по сути, первые серьезные репетиции того, как рассказывать о себе и своих достижениях внешней аудитории, состоящей преимущественно из незнакомых людей.

Как дополнительное профессиональное образование готовит к представлению своих достижений

Многие онлайн-школы понимают, как важно современному человеку иметь и развивать навык самопрезентации. Поэтому они предлагают отдельные курсы, посвященные данной теме. Слушатель получает практические рекомендации, которые может затем использовать.

В Skillbox мы помимо этого предлагаем пользователям некоторых курсов выступить с презентацией итогового проекта в условиях, максимально приближенных к реальным. Для этого мы используем формат презентации итоговой работы с присутствием куратора, а также ведущих специалистов рынка по предмету обучения. Например, на итоговой презентации по направлению дизайна помимо основных экспертов, которые читают курс, присутствуют в том числе продуктовые дизайнеры, арт-директоры из банковской сферы, ритейла и других (мы моделируем и практикуемся в реальной среде). Классический формат презентации проходит в наших помещениях или в онлайне, а открытый вариант — в собственном лектории или на площадке партнера. Пользователи не только получают обратную связь от практикующих экспертов, но и могут продемонстрировать свои проекты потенциальному работодателю или заказчику, обсудить идеи возможного сотрудничества.

На формате открытой презентации как раз стоит остановиться отдельно. Учащийся готовится к ней на протяжении нескольких месяцев. Это в большей степени самостоятельная работа, но с постоянной обратной связью от куратора. Подготовку к презентации итоговой работы можно условно разделить на следующие этапы.

  1. Выбор темы для работы. Это бриф или реальная задача от компаний, с которыми сотрудничает платформа. Например, маркетологу необходимо разработать рекламную кампанию для конкретного бренда, а дизайнеру — выполнить проект по техническому заданию заказчика. На презентации необходимо представить свою работу. Учащийся выбирает тему, которая вызывает у него интерес и позволяет продемонстрировать все полученные знания и навыки.

  2. Подготовка: структура и логика презентации. Пользователь собирает всю необходимую информацию для своей работы, решает поставленные задачи, выстраивает логику презентации. Он находится в постоянном контакте с куратором курса в чате и получает консультации по нужным вопросам. Мы всегда помогаем учащимся продумать их выступление так, чтобы оно выглядело не только емким, но и интересным, запоминающимся.
    Так, например, недавно одна из учащихся курса «Онлайн-преподаватель» защищала работу о моделях исследовательского процесса на уроках истории в школе. Девушка включила в свою презентацию необычный интерактив — вывела на одном слайде все новые для себя термины, инструменты и техники, о которых узнала на курсе, пронумеровала их и предложила каждому эксперту назвать цифру — о чем они хотели бы узнать более детально. Учащаяся ответила на все вопросы во вступительной части, а также подсветила, как она планирует использовать новые инструменты непосредственно в своей дальнейшей работе. Такой интерактив не просто запомнился экспертам, вовлек каждого в сам проект, но и позволил продемонстрировать знания, полученные на курсе в нетривиальной форме.

  3. Представление итоговой работы проходит в онлайн-формате и очно, в зависимости от курса. Условная «комиссия» экспертов оценивает выступление каждого участника. Для разных курсов эксперты используют свои критерии оценки, но в результате учащийся получает «зачет» или «незачет». После презентации у него есть возможность узнать от представителей рынка и приглашенных экспертов, чем была интересна итоговая работа, что в ней оказалось слабым местом и удалось ли произвести на слушателей нужное впечатление. В реальной жизни получить обратную связь после презентации собственных достижений удается редко, особенно если речь идет о собеседованиях. Работодатель вряд ли станет объяснять, почему он решил не принимать вас на работу.

  4. Работа над ошибками. После презентации следует самостоятельная работа над ошибками. Учащийся анализирует слова экспертов и преподавателей о том, что необходимо изменить в презентации. Замечания могут касаться формы подачи информации, акцентов, интонации, реакции на вопросы и так далее. Если требуются кардинальные правки, то проект придется переделать. Куратор в этом, конечно, поможет: обратную связь от него можно получить на платформе Skillbox. Замечания комиссии и куратора пригодятся, чтобы развивать навыки самопрезентации и с каждым разом рассказывать о себе успешнее и увереннее.

Три важных правила подготовки хорошей самопрезентации

  1. Сфокусироваться на интересе аудитории. Важно понять, кто ваша аудитория и зачем эти люди вас слушают. Поставьте себя на их место и поймите, что им действительно важно и интересно узнать о вас. Исходя из этого выделите в своем рассказе наиболее полезную для конкретной аудитории информацию. Если проходите собеседование, то уделите внимание тем навыкам или тому опыту, который требуется работодателю для данной должности. Инвестору лучше рассказать о вашем прошлом предпринимательском опыте и сотрудничестве с другими партнерами или венчурными фондами. В зависимости от аудитории вычленяйте те факты, которые будут для нее важными и релевантными.

  2. Помнить о тайминге. Не стоит вдаваться в мельчайшие подробности и стараться выдать все факты из вашей биографии или рассказывать обо всех достижениях. Время — самый ценный ресурс человека, помните, что никто не готов тратить его впустую. Поэтому не делайте вашу презентацию слишком длинной и не сообщайте ту информацию, которая не имеет отношения к заявленной теме. Говорите кратко, но емко, не используйте непонятные для данной аудитории термины или слова.

  3. Отрепетировать речь с экспертом или знакомым. Попросите своих знакомых или экспертов по публичным выступлениям побыть в роли вашей потенциальной аудитории. Расскажите им то, что вы подготовили, и попросите дать обратную связь. Так станет понятно, какие вопросы могут возникнуть у вашей аудитории, какую информацию необходимо добавить, а что — сократить. Станут видны логические ошибки или несостыковки. Можно снять репетицию своего выступления на видео и затем просмотреть его. Это позволит наглядно убедиться в том, от каких жестов, мимики или положений тела стоит отказаться.