Классическая музыка многим кажется чем-то излишне сложным для восприятия. Она действительно обладает сложной композицией, наполнена глубокими смыслами, но если научиться ее слушать и воспринимать, то классическая музыка может стать источником вдохновения, поможет сконцентрироваться. О том, как научиться понимать и любить классическую музыку, рассказывает Олег Вайнштейн, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории, в новом выпуске подкаста «Самый умный в комнате», созданном совместно T&P и книжным сервисом «Строки».

Карта подкаста

  • 01:05 — Насколько сегодня популярна классика

  • 01:41 — Почему наш мозг любит классическую музыку

  • 03:22 — Олег Вайнштейн — о том, почему люди ходят на концерты живой музыки

  • 06:50 — Чем классическая музыка отличается от эстрадной

  • 09:15 — Как расшифровать Лунную сонату Бетховена

  • 13:30 — Музыка в разные эпохи

  • 21:58 — Суперзвезды в мире классической музыки

  • 29:53 — Как Шопен заставил рояль петь

  • 32:16 — Как классические музыканты относятся к другим жанрам

  • 38:00 — Об ответственности исполнителей классической музыки

Почему наш мозг любит классическую музыку?

Нашему мозгу нравится классическая музыка, и это связано с ее композицией.

Классическое произведение — это четко выстроенная модель из звуков, обертонов, последовательностей. Это не случайно нанизанные звуки, которые упали на лист после случайного удара по клавишам. Даже если произведение кажется вам сложным и непоследовательным, внутри него есть строго выстроенная система и порядок. Вы можете не осознавать этого, но ваш мозг обязательно уловит эту математику. А ведь он любит, когда все предсказуемо и последовательно. Каждый раз, когда мозгу удается предвосхитить следующий звук или смену темпа, он награждает сам себя небольшим выбросом дофамина, гормона радости. Именно дофамин помогает снизить стресс и усилить интерес к действию.

Вспомните, как вы слушали «Зиму» Вивальди. В этом произведении из цикла «Времена года» как раз прослеживается эта последовательность и композиция. Когда вы слушаете произведение в первый раз, вам немного некомфортно от переходов, они слишком резкие и быстрые. Но под конец мозг решает для себя эту задачу, выводит последовательность и начинает радовать себя дофамином.

А еще мозгу может нравиться не только математичность классической музыки. Порой он улавливает то, что она ему напоминает. Многие музыкальные произведения вдохновлены природой, и инструменты воспроизводят ее звуки. А некоторые произведения идут дальше и воспроизводят звуки города, поездки или любви, как в композиции «Тристан и Изольда» Вагнера. Здесь логика такая же: мозгу нравится то, что он может узнать. А слушая музыку, мы развиваем свою чувствительность к окружающим нас звукам. Согласитесь, это может стать приятной альтернативой тому, что мы слушаем каждый день: грохот железнодорожных составов, дрель соседа или разговоры за соседним столиком в кафе.

Мы привыкли, что музыка — это слова плюс аранжировка, и именно на словах мы концентрируемся. По тексту песни мы понимаем, веселая она или грустная. Надо ли под нее танцевать с друзьями на столе или томно заваривать чай осенним днем?

Когда слов нет, мы как слушатели можем сконцентрироваться на самом звучании. Порой оно оказывается даже более содержательным, чем текст. У музыкального произведения больше средств выразительности, на которых мы можем концентрироваться: гамма, тональность, высота звука, консонанс или диссонанс.

У нас развязаны руки, мы можем сами решить, в какую сцену нашей жизни ляжет то или иное произведение. Для кого-то Пятая симфония Бетховена будет идеальным саундтреком для проверки отчетов, а кому-то идеально подойдет «Полет шмеля» для ситуации параллельной парковки.

Еще больше о том, как полюбить классическую музыку, вы узнаете из подкаста «Самый умный в комнате». Прослушать все выпуски подкаста можно бесплатно, установив приложение «Строки» на смартфон.