Фейки в последние годы стали настоящей чумой интернета. Они появляются и во время глобальных событий, таких как пандемия, и, казалось бы, на ровном месте. В один день вы просыпаетесь, а все родственники отправляют вам один и тот же материал о пользе зеленого кофе или о необходимости срочно почиститься и провести все возможные детоксы. Разбираемся, откуда берутся фейки и почему мы не можем от них защититься ничем, кроме критического мышления.

Откуда берутся фейки

Фейк-ньюз по скорости распространения напоминают вирусы. Они появляются даже из-за самого невинного чиха и могут охватить целую планету. Причем даже самый безобидный факт или шутка на форуме может превратиться в виральную новость, которая заставит людей вставать в очередь за туалетной бумагой, сахаром и гречкой, как это было при пандемии.

Но на самом деле у фейк-ньюз есть несколько типичных сценариев появления. Вот основные из них:

Фейки создаются намеренно

Этим часто грешат производители очередных чудо-средств для похудения, чистки кожи и кармы. Создание информационного фона в таком случае становится частью маркетинговой стратегии, для выполнения которой привлекаются целые команды. Например, для кампании зеленого кофе в начале 2010-х приглашали «экспертов», которые рассказали бы популярным медиа о пользе напитка, проводили фокус-группы (правда, не уточняли, что существенная часть добровольцев выбыла из исследования из-за ухудшения самочувствия). Обычно такой стратегией пользуются мошенники.

«Сломанный телефон»

Такой тактикой часто грешат новые медиа, СМИ или блоги, заточенные на короткий формат. В такой стратегии какой-нибудь важный факт может быть просто выхвачен из контекста, потому что он показался автору самым важным, а остальное опускается за ненадобностью. Например, в пик пандемии широкие массы узнали, что коронавирусной инфекцией могут болеть также питомцы. И многие люди рассылали эту новость, спрашивали, можно ли лечить животное от инфекции теми же средствами, что и человека, заразившегося COVID-19, и стоит ли бояться заражения от своего пушистика. Вот только в распространении этой новости многие теряли существенный факт: коронавирусная инфекция у питомцев не всегда вызывается штаммом COVID-19, наиболее часто встречается коронавирусный энтерит, который не имеет ничего общего с пневмонией и протекает в желудочно-кишечном тракте животного.

Шутка выходит из-под контроля

Шутки бывают разные: безобидные и добродушные, а иногда очень злые. К безобидным примерам можно отнести первоапрельскую шутку от SMM-отдела финтех-компании «BDSM-банк: банк, к которому ты привязан». В 2019 году на 1 апреля в соцсети были выложены дизайны карт и условия обслуживания, по которым менеджер назывался не иначе как «госпожой», кешбэк исчислялся в ударах плетью, а вместо пин-кода было стоп-слово. Авторы поняли, что шалость удалась, когда за день было получено более 400 заявок на открытие карты. Позже всем желающим объяснили, что это была шутка, и, к счастью, никто не пострадал и не вложил деньги в сомнительный проект.

Фейки из шуток, мемов и соцсетей часто кажутся относительно безобидными. Они могут вводить в заблуждение, например, приписывая известному философу цитату из «Смешариков». Но все зависит от масштаба распространения фейка и уровня подготовленности и навыков критического мышления аудитории. Например, в период все той же пандемии получили популярность различные народные практики профилактики заболевания, среди которых были блокаторы коронавируса — бейджи с подозрительным наполнением, которые можно было заметить даже на груди у политиков и известных предпринимателей. Казалось, такие новости должны миновать людей с хорошим образованием и высокими должностями. Но почему же этого не происходит и порой даже самые рациональные люди поддаются фейкам?

Почему фейки получают огромное распространение

Одна из ключевых черт фейков — способность молниеносно распространяться через практически любой канал коммуникации: от паблика с мемами до сарафанного радио за считаные секунды. Во многом этому способствовало развитие интернета и социальных сетей, разработка алгоритмов выдачи, которые чаще показывают публикации, которые активно комментируются и распространяются самими пользователями. Дальше может сыграть коварную шутку человеческая внимательность: даже если к фейковой публикации кто-то напишет опровергающий комментарий с указанием источников и дословным цитированием, скорее всего, малый процент пользователей отправится на поиски этого опровержения. Может, кто-то запустит обсуждение в комментариях, а кто-то вообще начнет скидывать туда фотографии котиков — и в результате опровержение потеряется, публикация будет замечена алгоритмами, и еще больше людей увидят этот прекрасный фейк.

Но винить только технологии нельзя. Еще в эпоху до существования интернета фейки могли приводить к массовой панике, иногда даже ненамеренно. Например, истории известен случай, ставший практически легендой, когда в США на Хеллоуин в 1938 году решили транслировать радиоспектакль «Война миров» по роману Герберта Уэллса. Для этого мероприятия режиссер и сценарист Орсон Уэллс, руководивший постановкой, выбрал необычный формат: вместо чтения по ролям артисты умело вписали постановку в эфир радиостанции. Один из артистов в назначенное время сообщил о начале спектакля, затем прозвучал прогноз погоды, музыкальная программа, а вслед за этим взволнованный диктор (тоже актер) сообщил о подозрительных вспышках на Марсе и нападении инопланетян. Люди, которые слушали спектакль с самого начала, высоко оценили режиссерский замысел, но гораздо меньше повезло тем, кто слушал репортаж «без контекста». Те, кто пропустил начало, восприняли новости всерьез и действительно решили, что на Землю напали пришельцы. По данным полицейских, в тот вечер телефонные линии были перегружены в 5 раз, а пробки на выезде из Нью-Йорка и Нью-Джерси растянулись на 100 километров. Пока люди собирали теплые вещи и баррикадировались в домах, по радио напоминали о том, что это радиоспектакль и события вымышлены.

Значит, дело не в технологиях, которые запускают сарафанное радио? Но что же тогда позволяет фейку вызвать в нас самое искреннее желание взять в руки телефон и передать информацию всем своим близким?

Фейк вызывает сильный эмоциональный отклик

Фейк-ньюз могут затрагивать глубинные страхи и попадать в болевые точки читателей так же, как это делает реклама. В этом плане у них одинаковый алгоритм работы, фейк срабатывает как триггер на определенные темы, которые беспокоят многих людей: здоровье, благополучие, безопасность. Мы можем беспокоиться о своем здоровье и в наилучших целях ищем способы его поддерживать, и в этот запрос может попасть псевдоэкспертный комментарий, в котором говорится об исключительном вреде холестерина или о пользе жестких диет и голодания.

Фейк дает пространство для воображения

Фейки часто заставляют нас додумывать и дополнять получаемую информацию. Причем часто это додумывание не имеет никакой логики, как было в случае, когда популярность получила теория, что 5G-вышки распространяют коронавирус, что прививки от COVID-19 — тайная попытка чипировать человечество, и другие теории заговора.

Защитить свое информационное поле от фейков очень сложно. Они могут пробиться к вам через личные чаты с друзьями, через ленту в соцсетях и другие каналы коммуникации. Поэтому помните о критическом мышлении, фактчекинге и информационной гигиене — пока что только они смогут защитить вас при встрече с фейком лицом к лицу.