Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на государственном уровне положительно сказывается на успеваемости школьников и их способности к чтению, математике и естественным наукам. К такому выводу пришли исследователи из Университета ИТМО и Пекинского педагогического университета, проанализировав данные об успеваемости учащихся из более чем 30 стран. Детали исследования приведены в журнале Computers and Education.

Как сообщают в своей работе ученые, учащиеся в странах с более высоким уровнем информатизации в среднем имеют более высокую успеваемость. Выяснилось также, что эта тенденция проявляется в большей мере по отношению к учащимся начальной школы, чем по отношению к учащимся средней школы. Анализ данных был проведен с поправкой на величину валового внутреннего продукта каждой из рассмотренных стран, что позволило говорить о достоверности результатов с учетом общего уровня экономического развития.

В то же время даже в странах с высоким уровнем информатизации, эффект индивидуального использования ИКТ учащимися оказывает скорее отрицательную роль на их успеваемость. Согласно полученным данным, школьники, которые чаще прибегают к использованию ИКТ, уступают в успеваемости своим сверстникам, которые используют ИКТ реже. Этот противоречивый эффект объясняется тем, что зачастую дети школьного возраста пользуются ИКТ для развлечения и других образовательных целей, тем самым уменьшая «полезное использование». Более того, обучающие программы, основанные на ИКТ, используются для тренировки наименее подготовленных студентов путем, например, работы со специальными тренажерами.

Исследователям потребовалось проанализировать данные об успеваемости школьников из ряда баз, таких как PIRLS, TIMSS и PISA. В итоговую выборку попала информацию по более чем 200 000 учащихся начальной и средней школы из более чем 30 стран. Для анализа такого объема данных ученые использовали иерархические линейные модели и ряд других математических инструментов.

Из предыдущих работ было известно, что использование ИКТ в процессе обучения позволяет повысить мотивацию учеников, а также укрепляет уверенность родителей и учителей в том, что ИКТ имеет потенциал для улучшения успеваемости. Однако как в целом степень развития ИКТ-инфраструктуры в стране влияет на успеваемость в школах, некоторое время оставалось открытым вопросом.

Пресс-служба Университета ИТМО выражает благодарность Максиму Скрябину за помощь в подготовке пресс-релиза.

Пресс-служба Университета ИТМО