В этом году, по данным опросов, больше четверти работодателей откажутся от найма новых сотрудников и сфокусируются на сохранении и развитии уже подобранных команд. На первый план выходят новые вызовы: как работодателям развивать и мотивировать своих сотрудников, а главное — как адаптировать их под новые требования рынка, продиктованные стремительной цифровизацией процессов. Надя Макова, CEO LXP-платформы K-AMPUS и просветительского медиа «Теории и практики», рассказывает, какие тренды в обучении нас ждут в 2023 году и какие навыки нужно развивать, чтобы оставаться востребованным специалистом.

Надя Макова

Издатель «Теории и практики», основатель LXP-платформы K-AMPUS

Как меняется рынок труда?

Главный тренд, который продолжает влиять на рынок труда с 2020 года, — это, конечно, цифровизация. Даже традиционные офлайн-бизнесы и некоммерческие проекты добавляют в свою работу digital-инструменты, будь то приложения или фичи для анализа и контроля бизнес-процессов.

В зависимости от уровня квалификации сотрудники, работающие в IT, зарабатывают на 14–65% больше, чем люди, не применяющие цифровые навыки в своей работе.

Кроме заработка, у сотрудников IT-сферы также повышаются удовлетворенность работой и гарантии занятости. Трое из четырех работников (72%), которые используют продвинутые цифровые навыки на работе, выражают высокую удовлетворенность работой по сравнению с менее чем половиной сотрудников, которые используют только базовые цифровые навыки (43%).

Второй тренд рынка труда связан с постоянно повышающимся запросом на гибкость компаний. Организации уже не локомотивы, которые несутся через обстоятельства, следуя одной заранее выбранной стратегии. Сегодня компании, которые хотят сохранять жизнеспособность, должны уметь меняться, адаптироваться под новые условия и быстро эволюционировать. А это невозможно сделать без непрерывного развития команды или, например, с высокой текучкой кадров.

Какие навыки остаются востребованными?

Неизменно ценными остаются мягкие навыки. Harvard Business School выделила следующие навыки и качества, которые необходимы лидерам прямо сейчас:

  • Любознательность

  • Адаптивность

  • Креативность

  • Комфорт в условиях неопределенности

Мягкие навыки актуальны для всех категорий сотрудников: от руководителей до специалистов, от IT-отдела до продаж. Эти универсальные компетенции позволяют адекватно воспринимать окружающую реальность и свое место в ней, а также применять жесткие навыки, находить новые пути для их реализации.

Чему учиться в 2023-м?

Кроме развития всегда актуальных мягких навыков, специалистам стоит обратить внимание на digital skills — цифровые навыки, становящиеся все более значимым конкурентным преимуществом на рынке труда. Даже если ваша работа не предполагает использования digital skills, развитие цифровых навыков у сотрудников позволяет расширить возможности развития как компании, так и отдельного человека.

К основным цифровым навыкам на 2023 год относятся:

  1. Анализ данных. Аналитика — необходимый инструмент для любой компании. Он позволяет оценить эффективность достижения бизнес-целей, качество коммуникации с клиентом или результативность рекламной кампании.

  2. E-commerce. Электронная коммерция, или, как ее называют, e-commerce, — разновидность бизнеса, связанная с продажей товаров и услуг посредством интернета. С каждым годом доля покупок, совершенных онлайн, увеличивается, в связи с чем все больше компаний нуждаются в специалистах, способных наладить интернет-торговлю, работу с маркетплейсами, приложениями, а также развить необходимые каналы коммуникации с потенциальными покупателями.

  3. Разработка программного обеспечения. Различные организации обращаются к технологиям для расширения своих бизнес-возможностей, и им нужны люди, обладающие навыками для создания ПО. Разработка программного обеспечения по методу Scrum является самым быстрорастущим цифровым навыком в 2023 году (+86 позиций по сравнению с 2022 годом).

  4. UX-дизайн. Работа UX-дизайнера заключается в создании интуитивно понятных интерфейсов, работа с которыми будет комфортна даже для людей, почти не взаимодействующих с технологиями. Количество UX-специалистов увеличилось с 1000 до 1 млн период с 1980-х по 2017 год, а дальнейший рост профессии составит с 1 млн до 100 млн UX-специалистов к 2050 году.

  5. Кибербезопасность. С увеличением доли цифровизированных процессов симметрично растет спрос на специалистов, которые смогут обеспечить безопасность как ноу-хау компании, так и пользовательских данных. Прогнозируется, что в течение 2023 года в этой области будет занято до 10 млн профессионалов.

Подробнее о том, какие навыки будут востребованы в ближайшем будущем, Надя Макова рассказала в колонке для РБК Тренды.