Любую идею важно правильно подать. Даже если вы внезапно поняли, как повысить продуктивность отдела на 1000%, вам придется убедить коллег и руководство, что предложение действительно сработает. Как это сделать? И как предложить идею, в которую поверят? Делимся инструкцией.

Как правильно сформулировать идею

Перед тем как представлять идею коллегам и руководству, важно грамотно ее сформулировать. Предложение «Давайте повысим продуктивность» наверняка кажется отличной идеей — но с практической точки зрения оно совершенно бесполезно: непонятно, что именно и как нужно изменить, как измерять результат.

Полезнее подходить к идее как к гипотезе: мы предполагаем, что действие А приведет к результату Б. С этой точки зрения качество формулировки можно проверить по критериям, которые предлагают Алекс Остервальдер и Дэвид Блэнд. Гипотеза должна быть:

  1. Пригодной для тестирования.

  2. Четкой — с понятными целью, средством и результатом.

  3. Дискретной — то есть описывающей только одну конкретную тему.

«Давайте оптимизируем коммуникацию, чтобы работать быстрее» — звучит хорошо, но действия непонятны.

«Мы полагаем, что, если сократить количество совещаний в неделю с 5 до 1, то у каждого сотрудника высвободится по 2 рабочих часа в день и команда будет закрывать задачи в среднем на 20% быстрее» — гипотезу можно протестировать, цель, средство и результат сформулированы четко.

Есть и другие факторы, которые стоит учесть в формулировке. Предлагая новые или нестандартные решения, мы часто забываем, что реализовывать их будем не в одиночку. А чтобы коллеги поверили в идею и были готовы помочь, они должны понимать:

  • какую проблему вы пытаетесь решить и каким образом;

  • какие метрики и процессы изменятся в результате;

  • как это затронет работу коллег, компанию в целом, отношения с клиентами.

Как презентовать идею коллегам

Исходите из реальной пользы

От собственных идей часто сложно отказаться, особенно если вы потратили много усилий на их разработку. Но даже самая гениальная идея на поверку может оказаться неэффективной для конкретной компании или команды. Не бойтесь признать, что ошиблись, и будьте готовы отступить на любом из этапов ниже или переосмыслить свое предложение, если получите весомые причины для этого.

Подготовьте аргументы

Выясните, реализовывал ли кто-то похожее решение раньше и к чему это привело. Подкрепите свою позицию мнением экспертов, исследованиями, если они есть. Чем больше обоснований вы приведете, тем выше шансы на успех.

Оцените свою идею

До презентации стоит проверить, так ли идея хороша, как вам кажется. Проведите тестирование, если это не требует больших ресурсов, — например, покажите свои наработки знакомым и коллегам. Или, если ваша идея затрагивает процессы, в которые вы слабо вовлечены, обсудите ее с непосредственными участниками. Так вы сможете доработать свое решение и заручиться поддержкой.

Проработайте возражения

Проанализируйте обратную связь, которую получили на предыдущем шаге, и имеющиеся аргументы. Если аргументов недостаточно, подумайте, как еще можно ответить на критику. Возможно, в идее что-то стоит изменить? Вспомните, с какими контраргументами вы сталкивались раньше: их тоже стоит проработать. И самое важное — постарайтесь отделить конструктивные возражения от вызванных страхом перемен и другими эмоциональными причинами.

Говорите на языке аудитории

Вы можете презентовать идею кому угодно: своему менеджеру, высшему руководству, команде, другим подразделениям. Главное — понять потребности аудитории и объяснить, как именно ваша идея их закроет. Например, при разговоре с менеджером можно делать акцент на достижении показателей. А при обсуждении с командой — на комфорте рабочих процессов.

Предложите план действий

Даже приятные перемены часто вызывают стресс и тревогу, поэтому вы можете столкнуться с чисто эмоциональным сопротивлением коллег. Чтобы сгладить его, представьте хотя бы примерный план действий. Расскажите, какая помощь вам потребуется, кто за что будет отвечать, как именно может измениться работа команды. Это снизит уровень неопределенности и сделает обсуждение более продуктивным.

Ведите себя уверенно

Невнятная речь и трясущиеся руки могут сильно испортить впечатление, особенно если вас слушают люди из других подразделений. Чтобы поддержать себя, подготовьтесь к презентации. Подумайте, как вам комфортнее — составить речь или говорить от себя. Наденьте удобную одежду, поешьте, заранее проверьте, все ли нужные файлы открываются. В общем, постарайтесь снизить возможный стресс.

Соберите обратную связь

Этот шаг нужен не только для того, чтобы узнать, одобрили вашу идею или нет. Фидбэк поможет понять, каким аспектам стоило уделить больше времени, а что, наоборот, получилось хорошо. Лучше собирать его дважды: сразу после презентации и через некоторое время. В первом случае вы сможете оценить себя как спикера, во втором — получить более взвешенное мнение о предложенном вами решении.