Еще с зарождения психоанализа детскому опыту отдавалась важнейшая роль в формировании личности. И тогда же появилось понятие «детские травмы», которое потом транслировалось в другие направления психологии. К сожалению, сегодня это понятие стало немного размыто: к травмам могут причислять даже легкий подзатыльник или знаменитое родительское «пока не съешь, из-за стола не выйдешь». Разбираемся, что на самом деле является детской психологической травмой и как она влияет на взрослую жизнь.

Михаил Владимирович Иванов

Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой детской и подростковой клинической психологии Московского института психоанализа; ведущий научный сотрудник отдела детской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», медицинский психолог высшей квалификационной категории.

Что такое детская психологическая травма?

реакция на кризисное эмоционально и когнитивно сложное событие, которое может сопровождаться получением физического вреда (но это не обязательно), а также неизгладимыми впечатлениями.

У таких травм множество лиц и проявлений. Кто-то может назвать травмирующим опыт, когда мама забыла на кассе, но это субьективная оценка. Чаще к травмирующим событиям для ребенка можно отнести переживание утраты (смерти родственника, друга, питомца), развод родителей, взросление в дисфункциональной семье, домашнее насилие, физическое насилие, сексуализированное насилие, а также и эмоциональное насилие.

Эти события могли произойти как в семье ребенка, за ее пределами, в детском саду или школе, спортивной или творческой секции, общественном транспорте, на улице и даже освещены в средствах массовой информации. Ребенок может быть непосредственным участником травмирующих событий или выступать в роли свидетеля.

Немалую роль играет периодичность травмирующих событий. Например, если какое-то событие происходит однократно (условно, родитель не сдержался, повысил голос или грубо высказался в адрес ребенка), то оно может и не спровоцировать травму. Но если родитель на постоянной основе использует крик, унижение и физическое наказание как инструменты воспитания, то это не может не сказаться на психике ребенка.

Психические расстройства в результате травматического события могут появиться в первые несколько суток или спустя месяц и более в виде различных психологических или телесных беспокойств.

Основными последствиями детских психологических травм являются эмоциональные и поведенческие расстройства, нарушения формирования личности. Как у детей, так и у взрослых среди отдаленных последствий психотравмирующих событий являются депрессии, психосоматические расстройства, нарушения самооценки и различные психологические комплексы.

На возникновение посттравматического расстройства влияет множество факторов: возраст, индивидуально-психологические особенности, способствующие фиксации на травматическом событии, пролонгированность и субъективная значимость события, а также отсутствие возможности незамедлительного обращения за психологической помощью. Отягчающими факторами являются крайние формы жестокого обращения в детстве — физическое и сексуальное насилие.

Психотравмирующий опыт сугубо индивидуален — одни люди надламываются от незначительных жизненных потрясений, другие продолжают уверенно стоять на ногах, несмотря на опыт столкновения с кризисными событиями.

Вовремя не оказанная помощь может повлиять на качество последующей жизни во взрослом возрасте. Оказывать психологическую помощь лучше всего сразу после травмирующего события. Но, конечно, это не всегда возможно. Часто ребенок или подросток не может выразить масштаб травмы или рассказать о событии (например, о сексуализированном насилии со стороны значимого взрослого). Также рекомендуется оказывать помощь на этапе выявления дисгармоничных внутрисемейных или внесемейных межличностных отношений. В целом, главное понять, что разбираться с травмой никогда не поздно, но чем раньше — тем лучше.

Как работать с детской психологической травмой?

В первую очередь важно понимать, что работа с детской психологической травмой, независимо от возраста человека, происходит в кабинете психолога или психотерапевта. В зависимости от характера травмы и особенностей человека могут выбираться различные инструменты на усмотрение специалиста, учитывающие уникальность ситуации.

Оказание помощи детям, пережившим травмирующее событие, имеет свои особенности в связи с психологической незрелостью в силу возраста. Среди методов оказания психологической помощи детям:

  • арт-терапия

  • рисуночная терапия

  • игровая терапия

  • песочная терапия

  • сказкотерапия.

Также для работы с травмой используются нарративные методы, работа с метафорическими картами, проективными методиками. В целом, эти методы также применимы в работе со взрослыми, но в таком случае, в силу эмоциональной зрелости и большей осознанности, специалист имеет большую свободу в выборе методов и инструментов.

Большая роль отводится работе с семьей и родственниками, но, как правило, это возможно, когда сам родитель замечает изменения в поведении ребенка. Когда человек обращается за помощью в работе с детской психологической травмой в более зрелом возрасте, родственники также могут принимать участие, но чаще рассматривается модель внутрисемейных отношений с точки зрения опыта клиента и работа с жизненной перспективой.

Важно: Назначать и проводить тот или иной метод психологической помощи должен только специалист. Это может минимизировать негативные эффекты и своевременно корректировать алгоритм оказания помощи, в том числе с привлечением медиков, а именно врачей психиатров и неврологов.