Манифест, как мы знаем из уроков истории, — это документ, в котором, зачастую очень торжественно, излагаются актуальные или животрепещущие идеи, догмы и планы определенной группы людей. В более новой интерпретации, не без участия эзотерики, манифест стал просто громким и торжественным намерением. Но есть еще и художественный манифест, одновременно похожий и непохожий на эти примеры. Разбираемся, что такое арт-манифест и зачем он нужен.

Екатерина Андреева

Искусствовед, автор проекта об истории, искусстве и культуре YaAndArt

Что такое арт-манифест?

Арт-манифесты стали важной составляющей искусства 20 века. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно понять, что происходило с искусством в 20 веке. Ведь есть античное искусство, искусство Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. Оно достаточно понятное и не требует авторской ремарки, в отличие от искусства 20 века, которое претерпевает существенные изменения, упрощается и даже становится примитивным. А происходит все это на фоне событий 20 века. Драматичность и трагичность эпохи вынудили художников обратиться к примитивным формам для трансляции сложных и болезненных тем. Яркий тому пример — художественное движение «арте повера», что буквально переводится как «бедное искусство».

Казалось бы, все гениальное просто, но общество столкнулось со сложностями восприятия. Искусство, доведенное до примитивных форм, в сравнении с опытом предыдущих эпох, считывать стало куда сложнее. Ведь если раньше на картине мы видели богиню, и это была действительно богиня, то в искусстве 20 века даже круг мог стать богиней.

И именно для того, чтобы понять, вероятно, глубокую мысль «нового» искусства, заключенного в достаточно простую форму, появились арт-манифесты, некие «послесловия», отвечающие на вопрос: «Что же хотел сказать художник?»

5 манифестов, которые стоит прочитать

Манифест реализма

Гюстав Курбе, 1835

Манифест реализма считается одним из первых художественных манифестов в целом. В своем тексте Курбе обращается в первую очередь к современникам-художникам, которые рассчитывали под руководством Гюстава открыть новую художественную школу. Полотна Курбе шокировали современников и академическую художественную среду, поскольку мастер изображал шокирующие на тот момент сюжеты: простых людей без лишних прикрас, собственные автопортреты на грани безумия. Но больше всего высокоморальную публику смущали и эпатировали обнаженные женщины, никак не похожие на нимф эпохи Ренессанса или классицизма: у них были складки, волосы на теле, они могли смотреть прямо в глаза зрителю. В манифесте Курбе заявляет, что искусство реализма и любое новое искусство не должно пытаться заново отстраивать старые догмы. Вместо этого оно должно стремиться к новым и актуальным формам выражения, источником которых является сам художник, его мастерство, талант и личные переживания, а не академические знания.

На данном этапе манифест является не столько «пояснительной запиской» к изображенному, сколько мотивацией принять данную позицию изображения в целом. То есть данная работа — это скорее призыв к рассмотрению и других проявлений искусства.

Совсем другая история развернется в 20 веке.

Манифест кубизма

Альберт Глейз и Жан Метцингер, 1912

На этом этапе мы уже получаем совсем новую форму искусства, где человек угадывается лишь издали, как и сами предметы. Разумеется, для начала 20 века, когда память о великих «Парижских салонах» еще свежа, принять картину из кубов сложно и практически невозможно. Ведь это ломает привычные устои, поэтому новое искусство нужно сопроводить идеей и мотивацией, почему художники обратили свой взгляд на кубические формы, что это дает или почему тоже является искусством.

Кубизм появился как ответная реакция на импрессионизм. Если импрессионисты играли со светом и цветом, ощущением объема и динамичности объекта, то кубисты старались вернуть в художественные произведения форму. Они не просто подчеркивали прямые линии и делали их еще прямее, а углы — острее. В этом направлении искусства сочеталось гораздо больше научных течений: в том числе игра с восприятием пространства и времени. Кубисты старались переложить на холст несколько измерений сразу: не только состояние объекта «здесь и сейчас», но и его изменчивость. Можно сказать, что манифест Глейза и Метцингера — хороший пример справочника, благодаря которому зритель может понять и рассмотреть в кубизме что-то кроме углов.

Уже к середине 20 века искусство не только изменит свою форму, но и сам язык. Ведь, если в начале 20 века в работах еще можно было не ясно, но все же разглядеть предмет или человека, то к середине века ситуация усложнится. Что делать с абстракцией? Это изображение не человека, не предмета, а ничего. Вы понимаете, что задача усложняется?

«Белый манифест»

Лучо Фонтана, 1946

Посмотрите на работы Фонтана. Что вы видите? Дырки и надрезы в холсте. Это вы уже не объясните реальным миром или новым взглядом на формы, потому что тут нет форм. Тут присутствует идея пространства, присутствия в нем и наращивания этих привычных границ, что сложились в течение столетий. Чтобы более ясно донести эту мысль, Фонтана пишет манифест, но стоит отметить, что он достаточно глубинный и уже сам по себе представляет полноценное и независимое произведение.

Это один из первых послевоенных художественных манифестов, и его нужно рассматривать комплексно, в контексте исторических реалий. С 30-х по 40-е годы итальянское искусство диктовалось футуризмом и принципами, продиктованными национал-социалистической партией, были конкретные принципы, по которым искусство считалось «правильным» и «ценным». После войны искусство, как, в целом, и население страны, было оставлено в неопределенности. Старые каноны разрушены, куда развиваться дальше? Манифест Фонтана — это объяснение, как начать с чистого листа. Причем он не пытается отстроить заново рамки, в которых должно существовать искусство. Наоборот — он предлагает современному искусству выходить за какие-либо пределы и ограничения, ломать четвертую стену, а направлениям смешиваться и взаимодействовать между собой.

При изучении следующего труда мы с вами увидим, насколько многообразны задачи манифеста, начиная от понимания новой формы искусства, заканчивая глобальными мировыми проблемами, которые подводят к творчеству одного единственного художника.

Мистический манифест

Сальвадор Дали, 1951

Манифест Дали, как и его картины, в первую очередь, говорят о самом художнике. В Мистическом манифесте художник заявляет, что современное искусство упадочно и это связано со «скептицизмом и недостатком веры, обусловлено рационализмом, позитивизмом, а также диалектическим и механистическим материализмом». Звучит очень возвышенно и запутанно, и на первый взгляд может показаться, что эпатажный художник очередной причудой пытается привлечь внимание к себе и своему творчеству. Но если копнуть глубже, можно увидеть, что этот манифест — не просто изощренный рекламный ход.

После Второй мировой войны и бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Сальвадор Дали обратился к параноидально-критическому мистицизму. Это направление отражало, в первую очередь, новые социальные страхи, вызванные технологическими и научными открытиями. Поэтому художник разработал свой собственный подход к работе с этой пугающей неизвестностью — осознание ее посредством художественных и мистических сюжетов.

«Догма 95»

Ларс фон Триер и Томас Винтерберг, 1995

Все новое — это хорошо забытое старое. Киноискусство — это более молодой вид искусства, нежели живопись. Знакомясь с манифестом «Догма 95», мы будто возвращаемся в начало, к Курбе, к идее о натурализме, реализме, чистоте. Это уже было, но в живописи.

Этот текст можно назвать «Манифестом реализма», но для кинематографа. В своей «Догме» авторы перечисляют ценности, которым должен следовать режиссер, и во многом они перекликаются с манифестом Курбе. Например, режиссер должен стремиться к реализму: это означает отказ от спецэффектов, компьютерной графики и лишней бутафории, даже от костюмеров. Костюм актера — это то, в чем он пришел на площадку. В центре фильма должен находиться сюжет и герои, а не технические изыски и прочая «мишура».

По «Догме» снято больше 250 фильмов: среди них «Торжество» Томаса Винтерберга, «Идиоты» Ларса фон Триера, «Итальянский для начинающих» Лоне Схерфиг и другие.

Так что такое арт-манифест и зачем он нужен?
Это введение в творчество или послесловие, тут как вам удобнее: сразу понимать, что перед вами, или же постфактум. Это мост понимания между автором, его творчеством и зрителем. Нужно ли читать манифесты? Да, если хотите точнее понять, что перед вами. И да, далеко не все манифесты являются самостоятельными научными трудами, некоторые из них скорее напоминают инструкцию или свод правил.

Изучайте искусство глубже и качественнее, узнавайте из первых рук, что хотел сказать художник.