Издательство Inspiria провело исследование на тему FOMOИсследование проведено с сервисом-партнером Анкетолог.ру. Это сервис, который конструирует анкеты, собирает базы респондентов, а также организовывает и проводит онлайн-исследования. и выяснило, что синдром упущенной выгоды испытывает более 80% жителей крупных городов. Респонденты ответили, что чувствуют FOMO чаще при просмотре социальных сетей, чем при чтении книг.

Как часто возникает FOMO?

FOMO (Fear of missing out) — или синдром упущенной выгоды — относительно недавний термин. Исследование 2013 года определяет его как «тревожное, иногда всепоглощающее чувство, что вы многое пропускаете». По данным исследования издательства синдром испытывают большинство жителей крупных городов (83,7%). Около 14,8% испытывают FOMO постоянно, больше половины (55,4%) респондентов — ощущают его иногда и лишь 13,2% сталкивались с этим ощущением однажды.

В России чаще всех FOMO испытывают жители Санкт-Петербурга, однако в Москве люди больше сталкиваются с тем, что ощущают сидром регулярно.

Почему появляется FOMO? И что делать, если оно возникло?

Чаще всего у респондентов возникает чувство, что их жизнь не такая насыщенная и интересная, как у других людей при просмотре социальных сетей друзей и знакомых (48,6%). Такое же чувство возникает при просмотре социальных сетей знаменитостей (39,8%). При этом FOMO при чтении книг у респондентов возникало значительно реже — всего 29,4% респондентов испытывали синдром хотя бы 1 раз.

Также FOMO характеризуется потребностью постоянно проверять социальные сети, чтобы знать о происходящих событиях в жизни других людей. Респонденты признаются, что постоянно заходят в социальные сети и испытывают тревогу, если не делают этого. 25% опрошенных говорят о том, что раньше испытывали постоянную потребность в скроллинге, но сейчас сократили время, проводимое в социальных сетях и это снизило их тревогу.

Также респонденты отмечали, что «чистят» свои подписки в социальных сетях или отказываются от социальных сетей полностью, чтобы меньше испытывать FOMO.

Почему FOMO редко возникает при чтении книг?

В ходе исследования выяснилось, что FOMO при чтении возникало у респондентов хотя бы раз у 29,4%, а постоянно его ощущают при чтении всего 1,5%, что значительно ниже, чем при просмотре социальных сетей или разговорах с друзьями. Такие низкие показатели связаны с тем, что чтение книг приносит положительные эмоции (8,7 балла из 10 максимально возможных) большинству участников опроса. Также 56,6% респондентов были в ситуациях, когда оставались дома читать книгу, хотя могли посетить какое-либо городское мероприятие и не испытывали при этом синдрома.

Таким образом, в ходе исследования выяснилось, что чтение книг — наиболее предпочтительный вид досуга, помогает меньше испытывать FOMO-синдром и чувствовать более стабильное моральное состояние.

Александра Шипетина

Директор редакции художественной литературы издательства «Эксмо»

«Мы в издательстве Inspiria решили обратить внимание на важную для современного человека тему и посмотреть на синдром FOMO как в целом, так и в разрезе чтения книг. Мы будем продолжать помогать своим читателям справляться со страхом упущенных возможностей и открывать новые интересные миры. Например, мы издаем книги в разных форматах — бумажные, электронные и аудиоверсии. Это значит, человек может совместить прослушивание книги в наушниках по пути на вечеринку. Кроме того, читатель может найти QR-код с дополнительным контентом на каждой книге Inspiria — это плейлисты, интересные статьи, видео, рецепты, чек-листы, подборки фильмов и многое другое. Такие форматы помогают глубже погрузиться в историю, узнать больше интересных фактов и ничего не упустить».

Inspiria — это издательский бренд издательства «Эксмо», специализирующийся на книгах художественной развлекательной литературы. Это книги, дарящие эмоции и новый опыт чтения. Каждая книга издательства содержит дополнительные материалы — это могут быть видео от автора или издательства, статьи или аудио, раскрывающие тематику книги.

Онлайн-опрос с помощью сервиса Анкетолог.ру прошли 990 респондентов из крупных городов России, предпочитающие хотя бы иногда проводить выходные вне дома и читающие книги. В исследовании принимали участие жители Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Казани и Нижнего Новгорода в возрасте от 20 до 40 лет.